Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАГИДСО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 335

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Я. Л. Бутовский

МАГИДСО́Н Марк Пав­ло­вич (1901, Го­мель – 17.6.1954, Мо­ск­ва), рос. ки­но­опе­ра­тор. В 1929 на­чал ра­бо­тать в ки­но как фо­то­граф. В ка­че­ст­ве опе­ра­то­ра снял свой пер­вый ф. «Ве­ли­кие буд­ни» (1931, реж. А. Д. Го­лов­ня, совм. с А. К. Ле­да­ще­вым). Уча­ст­во­вал в съём­ках до­ку­мен­таль­но­го ф. «Три пес­ни о Ле­ни­не» Д. Вер­то­ва (1934). Ус­пеш­ной ра­бо­той М. стал ф. «Бес­при­дан­ни­ца» (1937, реж. Я. А. Про­та­за­нов), в ко­то­ром ста­тич­ность ком­по­зиц. ре­ше­ния кад­ра ком­пен­си­ро­ва­лась све­то­вой ди­на­ми­кой, а проф. чут­кость М. в соз­да­нии ки­но­порт­ре­та по­мог­ла ак­три­се Н. У. Али­со­вой пе­ре­дать глу­бо­кий дра­ма­тизм в ро­ли Ла­ри­сы. Этап­ны­ми для М. ста­ли филь­мы реж. М. К. Ка­ла­то­зо­ва. В «За­го­во­ре об­ре­чён­ных» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), впер­вые ра­бо­тая с цве­том, опе­ра­тор про­явил се­бя зре­лым мас­те­ром, ис­поль­зо­вав­шим ко­ло­ри­стич. экс­прес­сию и цве­то­вые кон­тра­сты. В ф. «Вих­ри вра­ж­деб­ные» (1953, вы­шел на эк­ра­ны в 1956) М. но­ва­тор­ски при­ме­нил ак­тив­ное дви­же­ние ка­ме­ры с ши­ро­ко­уголь­ным объ­ек­ти­вом, что по­зво­ли­ло зна­чи­тель­но уси­лить ди­на­ми­ку изо­бра­же­ния, уве­ли­чить ох­ват дей­ствия в ши­ри­ну и глу­би­ну. Используя этот при­ём, снял впе­чат­ляю­щие на­тур­ные эпи­зо­ды в ф. «Вер­ные дру­зья» (1954). Сре­ди др. филь­мов: «Но­вые по­хо­ж­де­ния Швей­ка» (1943), «Лер­мон­тов» (совм. с А. В. Ше­лен­ко­вым, 1943), «Здрав­ст­вуй, Мо­ск­ва!» (1946), «По­весть о на­стоя­щем че­ло­ве­ке» (1948; Гос. пр. СССР, 1949).

Лит.: Чер­ны­шо­ва И. М. П. Ма­гид­сон // Де­сять опе­ра­тор­ских био­гра­фий. М., 1978; Фир­со­ва Д. М. Ма­гид­сон. Воз­вра­ще­ние // Ис­кус­ст­во ки­но. 2009. № 5.

Вернуться к началу