Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУКИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 121-122

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Концертный номер на музыку А. Н. Скрябина. Балетмейстер Л. И. Лукин. Рисунок Г. Зимина.

ЛУКИ́Н (наст. фам. Сакс) Лев Ива­но­вич [30.11(12.12).1892, Мо­ск­ва – 25.7.1961, там же], рос. хо­рео­граф. Окон­чил Муз. уч-ще им. Гне­си­ных (1910) и ба­лет­ную сту­дию Э. А. Эли­ро­ва (1912) в Мо­ск­ве. Учил­ся в сту­дии А. М. Ша­ло­мы­то­вой в Мо­ск­ве, где на­чал ста­вить ба­ле­ты. В 1920-е гг. ра­бо­тал над соз­да­ни­ем но­вых тан­це­валь­ных форм. Стре­мил­ся че­рез пла­стич. ком­по­зи­ции, вы­пол­нен­ные в скульп­тур­но-гра­фич. сти­ли­сти­ке, вы­явить не­рас­кры­тые ра­нее воз­мож­но­сти рас­кре­по­щён­но­го че­ло­ве­че­ско­го те­ла, тео­ре­ти­че­ски обос­но­вы­вал связь ме­ж­ду му­зы­кой и тан­цем. В 1920 соз­дал Сту­дию сво­бод­но­го ба­ле­та (позд­нее Моск. сво­бод­ный ба­лет; су­ще­ст­во­вал до 1924). Со­четал в сво­их по­ста­нов­ках ак­ро­ба­ти­ку, клас­сич. та­нец и сво­бод­ную пла­сти­ку: «Сар­каз­мы» и «Ми­мо­лёт­но­сти» на муз. С. С. Про­кофь­е­ва (обе 1920), «Тра­ги­ческая по­эма», «Че­ты­ре этю­да», «Са­та­ни­че­ская по­эма» и «Че­ты­ре ма­зур­ки» на муз. А. Н. Скря­би­на (все 1921), «Вто­рая рап­со­дия» на муз. Ф. Лис­та (1924) и др. Раз­ра­ба­ты­вая но­вый тип ба­лет­но­го кос­тю­ма, даю­ще­го пол­ную сво­бо­ду те­лу, со­труд­ни­чал с ху­дож­ни­ка­ми Б. Р. Эрд­ма­ном, С. И. Ют­ке­ви­чем, П. С. Га­лад­же­вым. С 1924 хо­рео­граф и ре­жис­сёр Ба­кин­ско­го ра­бо­че­го те­ат­ра. Мно­го ра­бо­тал в те­ат­рах ми­ниа­тюр и на эс­т­ра­де, в т. ч. ста­вил тан­цы в обо­зре­ни­ях Ле­нингр. те­ат­ра са­ти­ры. Прес­са об­ви­ня­ла Л. в из­лиш­нем эро­тиз­ме. А. А. Си­до­ров оп­ре­де­лил его иск-во как «рус­ский экс­прес­сио­низм». В 1930 во Фрун­зе (ны­не Биш­кек) при под­го­тов­ке Де­ка­ды кир­гиз­ско­го иск-ва Л. был аре­сто­ван, че­рез пол­го­да ос­во­бо­ж­дён. В 1936–44 ру­ко­во­дил Сту­ди­ей им. А. Дун­кан в Мо­ск­ве. Сре­ди по­ста­но­вок этих лет: «Шес­тая сим­фо­ния» на муз. П. И. Чай­ков­ско­го (1-я и 2-я час­ти), «Кар­на­вал» на муз. Р. Шу­ма­на, «Ше­хе­ра­за­да» на муз. Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, ми­ниа­тю­ры на муз. Ф. Шо­пе­на, Скря­би­на и др. ком­по­зи­то­ров. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны ру­ко­во­дил Ан­самб­лем Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та. В 1950 в Уфе по­ста­вил ба­лет «Ко­нёк-Гор­бу­нок» Ч. Пу­ньи. За­ни­мал­ся ре­жис­су­рой, ста­вил эс­т­рад­ные но­ме­ра, тан­цы в опе­рет­тах, дра­ма­тич. те­ат­ре, ра­бо­тал в цир­ке. Ав­тор тео­ре­тич. тру­дов о ба­ле­те (не из­да­ны).

Соч.: О тан­це // Те­ат­раль­ное обо­зре­ние. 1922. № 4.

Лит.: Львов Н. Го­лей­зов­ский и Лу­кин // Эр­ми­таж. 1922. № 11; Си­до­ров А. Со­вре­мен­ный та­нец. М., 1922; Ивинг В. Ве­чер Лу­ки­на // Те­атр и му­зы­ка. 1923. № 8; Вос­кре­сен­ская Н. Экс­пе­ри­мен­ты Л. Лу­ки­на // Ба­лет. 1993. № 4; Че­ло­век пла­сти­че­ский. Ка­та­лог вы­став­ки. М., 2000.

Вернуться к началу