Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИФА́РЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 669-670

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




С. Лифарь в партии Икара («Икар» на ритмы Ж. Сифера и С. Лифаря в оркестровке А. Дорати).

ЛИФА́РЬ (Lifar) Серж (наст. имя и от­че­ст­во Сер­гей Ми­хай­ло­вич) [2(15).4.1905, Ки­ев – 15.12.1986, Ло­зан­на; по­хо­ро­нен в Па­ри­же], рос. и франц. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог, те­ат­раль­ный дея­тель. С 1921 учил­ся в ки­ев­ской сту­дии Б. Ф. Ни­жин­ской. С 1923 жил во Фран­ции. В 1923–29 ра­бо­тал в труп­пе Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва и обу­чал­ся у Э. Чек­кет­ти. Ис­пол­нил гл. пар­тии в ба­ле­тах «Апол­лон Му­са­гет» И. Ф. Стра­вин­ско­го, «Блуд­ный сын» С. С. Про­кофь­е­ва (оба – в по­ста­нов­ке Дж. Ба­лан­чи­на) и др. Тан­цов­щик клас­сич. шко­лы, об­ла­дав­ший раз­ви­той тех­ни­кой, дра­ма­тич. экс­прес­си­ей и ли­рич. да­ром, Л. с сер. 1930-х гг. ог­ра­ни­чил свой ре­пер­ту­ар гл. пар­тия­ми в собств. по­ста­нов­ках. Как хо­рео­граф впер­вые вы­сту­пил в 1929 («Бай­ка про Ли­су, Пе­ту­ха, Ко­та да Ба­ра­на» Стра­вин­ско­го). В 1930–44, 1947–59, 1962–63 и в 1977 ба­лет­мей­стер, со­лист (до 1956) и пе­да­гог Па­риж­ской опе­ры. В 1944–47 ру­ко­во­дил труп­пой «Ну­во бал­ле де Мон­те-Кар­ло». Ра­бо­тал как ба­лет­мей­стер в разл. стра­нах. В 1947 ос­но­вал в Па­ри­же Ин-т хо­рео­гра­фии; с 1955 вёл курс ис­то­рии и тео­рии тан­ца в Сор­бон­не. Дея­тель­ность Л. име­ла боль­шое зна­че­ние для ут­вер­жде­ния на франц. сце­не прин­ци­пов рус. хо­рео­гра­фии 20 в., воз­ро­ж­де­ния франц. ба­ле­та в 1920–40-е гг. Под его ру­ко­во­дством ба­лет­ная труп­па Па­риж­ской опе­ры ста­ла од­ной из луч­ших в Ев­ро­пе. По­ста­вил бо­лее 200 ба­ле­тов, в т. ч.: «Икар» на рит­мы Ж. Си­фе­ра и Л. в ор­ке­ст­ров­ке А. До­ра­ти при уча­стии А. Онег­ге­ра (1935), «Сюи­та в бе­лом» на муз. Э. Ла­ло (1943), «Шо­та Рус­та­ве­ли» Онег­ге­ра, Н. Н. Че­реп­ни­на, Т. Ар­са­ни (1945), «Ро­мео и Джуль­ет­та» на муз. П. И. Чай­ков­ско­го (1949), «Даф­нис и Хлоя» М. Ра­ве­ля (1958), «Пи­ко­вая да­ма» на муз. Чай­ков­ско­го (1960). Ба­ле­там Л. при­су­щи изо­щрён­ная сти­ли­за­ция и ста­ту­ар­ность ми­зан­сцен, по­рой – па­те­ти­ка и ме­ло­дра­ма­тизм. Его пла­стич. язык от­ли­ча­ла скульп­тур­но-жи­во­пис­ная вы­ра­зи­тель­ность. Тща­тель­но раз­ра­ба­ты­вая пар­тии про­та­го­ни­стов, про­ти­во­пос­тав­ляя их кор­де­ба­ле­ту, Л. по­вы­сил зна­че­ние муж­ско­го тан­ца в ба­ле­те. Ав­тор мн. ис­то­рич. и тео­ре­тич. тру­дов о ба­ле­те.

Соч.: Le manifeste du chorégraphe. P., 1935; La danse: le grand courants de la danse académi­que. P., 1938; Pensées sur la danse. P., 1946; Traité de danse académique. [P.], 1949; Histoire du ballet russe. P., [1950]; Traité de chorégra­phie. [P.], 1952; Au service de la danse... P., 1958; La Danse: la danse aca­démique et l’art chorégraphique. [Gen., 1965]; Histoire du ballet. P., 1966; Страд­ные го­ды. К., 1994; Ме­муа­ры Ика­ра. М., 1995; Дя­ги­лев и с Дя­ги­ле­вым. М., 2005.

Лит.: Levinson A. S. Lifar, destin d’un danseur. [P.], 1934; Пле­ще­ев А. С. Ли­фарь. Па­риж, 1938; Lobet M. Le ballet français d’aujourd’hui. Lifar а̀ Béjart. Brux., [1958]; Laurent J., Sa­zo­nova T. S. Lifar, rénouvateur du ballet français. [P., 1960]; Hommage а̀ S. Lifar // Les saisons de la danse. 1970. Février; Ти­хо­но­ва Н. Де­вуш­ка в си­нем. М., 1992.

Вернуться к началу