Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́НЬЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 269

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

ЛЕ́НЬЯ (Lenya, Lenja) Лот­те (Лот­та; наст. имя и фам. Ка­ро­ли­на Виль­гель­ми­на Шар­лот­та Бла­мау­эр, Blamauer) (18.10.1898, Ве­на – 27.11.1981, Нью-Йорк), австр. и амер. ак­три­са те­ат­ра, ки­но и ка­ба­ре, пе­ви­ца (со­пра­но и мец­цо-со­пра­но), тан­цов­щи­ца. Ро­ди­лась в се­мье ку­че­ра и прач­ки, с 6 лет вы­сту­па­ла в бро­дя­чем цир­ке на ок­раи­нах Ве­ны: пе­ла, тан­це­вала, хо­ди­ла по про­во­ло­ке. С 1913 учи­лась в Шко­ле тан­ца и рит­ми­ки по сис­теме Э. Жак-Дальк­ро­за при Гор. те­ат­ре Цю­ри­ха (в 1914–20 ра­бо­та­ла в этом те­ат­ре как ба­лет­ная ста­ти­ст­ка и хо­ри­ст­ка), од­но­вре­мен­но бра­ла уро­ки ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва у Р. Ре­ви. В 1921–33 вы­сту­па­ла в разл. те­ат­рах и ка­ба­ре Бер­ли­на в по­ста­нов­ках ре­жис­сё­ров-экс­прес­сио­ни­стов. Поль­зо­ва­лась ус­пе­хом в ам­п­луа т. н. де­воч­ки-вамп. В 1926 вы­шла за­муж за ком­по­зи­то­ра К. Вай­ля, в чьих сце­нич. про­из­ве­де­ни­ях (на­пи­сан­ных совм. с Б. Брех­том) на ру­бе­же 1920–30-х гг. по­лу­чи­ла ши­ро­кую из­вест­ность: Джен­ни («Трёх­гро­шо­вая опе­ра»; эк­ра­ни­за­ция реж. Г. В. Паб­ста), Джен­ни (опе­ра «Воз­вы­ше­ние и па­де­ние го­ро­да Ма­ха­го­ни»). Творч. стиль Л. во мно­гом по­вли­ял на фор­ми­ро­ва­ние тео­рии эпи­чес­ко­го те­ат­ра и но­вой, син­те­тич. ак­тёр­ской шко­лы. Га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в Ве­не, Па­ри­же, Лон­до­не. Де­ла­ла студийные за­пи­си зон­гов. В 1933 эмиг­ри­ро­ва­ла. В том же го­ду ис­пол­ни­ла роль Ан­ны I в пре­мье­ре ба­ле­та с пе­ни­ем «Семь смерт­ных гре­хов ме­ща­ни­на» Вай­ля – Брех­та в Па­ри­же (хо­рео­граф Дж. Ба­лан­чин).

Л. Ленья в мюзикле «Кабаре» Дж. Кандера и Ф. Эбба.

С 1935 жи­ла в США. Вы­сту­па­ла в ноч­ных клу­бах и рес­то­ра­нах Нью-Йор­ка, на ра­дио, за­пи­сы­ва­ла пла­стин­ки, уча­ст­во­ва­ла в тур­не по стра­не с дра­ма­тич. и муз. труп­па­ми. Иг­ра­ла на Брод­вее в спек­так­лях с муз. К. Вай­ля (дра­ма-ора­то­рия «Путь пред­на­чер­тан­ный», текст Ф. Вер­фе­ля, реж. М. Рейн­хардт; мю­зикл «Фло­рен­тий­ский смуть­ян» и др.), а так­же в пер­вых по­ста­нов­ках пьес М. Ан­дер­со­на «Све­ча на вет­ру», «Бо­си­ком в Афи­ны». Вер­ши­ной сце­нич. дея­тель­но­сти Л. в США ста­ло но­вое ис­пол­не­ние ро­ли Джен­ни в «Трёх­гро­шо­вой опе­ре». По ини­циа­ти­ве и под упр. Л. Берн­стай­на пье­са с уча­сти­ем Л. бы­ла пред­став­ле­на в кон­церт­ном ис­пол­не­нии на фес­ти­ва­ле «Crea­tive Arts» в Бос­то­не (1952), а за­тем по­став­ле­на в Нью-Йор­ке. В брод­вей­ской пре­мье­ре мю­зик­ла «Ка­ба­ре» Дж. Кан­де­ра и Ф. Эб­ба (1966) Л. вир­ту­оз­но сыг­ра­ла роль хо­зяй­ки пан­сио­на Шнай­дер – цен­траль­ную в те­ат­раль­ном ва­ри­ан­те пье­сы. С 1950-х гг. Л. га­ст­ро­ли­ро­ва­ла по Ев­ро­пе. В 1965 с три­ум­фаль­ным ус­пе­хом ис­пол­ни­ла гл. роль в пье­се «Ма­ма­ша Ку­раж и её де­ти» Б. Брех­та на Рур­ском фес­ти­ва­ле в Рек­линг­хау­зе­не. В 1960-х гг. сни­ма­лась в ки­но («Рим­ская вес­на мис­сис Сто­ун», «Из Рос­сии с лю­бо­вью» и др.). В 1962 ос­но­ва­ла в Нью-Йор­ке Центр и фонд Вай­ля. В 2007 в брод­вей­ском «Ман­хэт­тен ти­этр клаб» со­стоя­лась пре­мье­ра муз. спек­так­ля «Лю­бовь-Му­зы­ка» [по пе­ре­пис­ке Л. и Вай­ля; текст А. Ури, муз. Вай­ля (аран­жиров­щик Дж. Та­ник), реж. Г. Принс; в ро­ли Л. – Д. Мер­фи].

Соч.: That was a time. N. Y., 1956.

Лит.: Spoto D. Lenya: a life. Boston, 1989; Sprich Leise, wenn du Liebe sagst: Der Brief­wechsel K. Weill – L. Lenya. Köln, 1998; Auf­richt E. J. Und der Haifisch, der hat Zähne. B., 1998; Lenya the legend / Ed. D. Farneth. Wo­odstock, 1998; Katz P. Die Seeräuberin. Ein Lotte-Lenya-Roman. B., 2001; Rosteck J. Zwei auf einer Insel: L. Lenya und K. Weill. Fr./M., 2005.

Вернуться к началу