Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕКЕ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 198

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева
А. Л. Лекен в роли Чингисхана («Китайский сирота» Вольтера).

ЛЕКЕ́Н (Lekain) (наст. фам. Кен, Cain) Ан­ри Луи (31.3.1729, Па­риж – 8.2.1778, там же), франц. ак­тёр. Из се­мьи юве­ли­ра. По окон­ча­нии кол­ле­жа Ма­за­ри­ни в Па­ри­же с кон. 1740-х гг. иг­рал ко­ме­дий­ные ро­ли в лю­би­тель­ских спек­так­лях. По­лу­чив под­держ­ку Воль­те­ра, уви­дев­ше­го Л. на сце­не в 1750, в том же го­ду де­бю­ти­ро­вал в «Ко­ме­ди Фран­сез» (Тит – «Брут» Воль­те­ра). Не­смот­ря на скром­ные при­род­ные дан­ные (не­вы­со­кий рост, глу­хой го­лос, не­вы­ра­зит. пла­сти­ка), стал круп­ней­шим тра­ги­ком франц. сце­ны. В ис­пол­не­ние тра­гич. ро­лей он вер­нул про­сто­ту и ес­те­ст­вен­ность чув­ст­ва, пси­хо­ло­гич. дос­то­вер­ность, бла­го­род­ст­во и не­при­ну­ж­дён­ность пла­стич. ри­сун­ка. Ста­нов­ле­ние Л.-ак­тё­ра сов­па­ло с от­кры­тиями Воль­те­ра-дра­ма­тур­га в «Ко­ме­ди Фран­сез». Его иг­ра от­ве­ча­ла тре­бо­ва­ни­ям но­во­го сце­нич. сти­ля – про­све­ти­тель­ско­го клас­си­циз­ма, осн. чер­той ко­то­ро­го ста­ла ис­то­рич. и эт­нич. обу­слов­лен­ность ха­рак­те­ров и дра­ма­тич. кол­ли­зий. Свои луч­шие ро­ли Л. ис­пол­нил в тра­геди­ях Воль­те­ра: Орос­ман («Заи­ра»), Ма­го­мет («Ма­го­мет»), Чин­гис­хан («Ки­тай­ский си­ро­та»), Тан­кред («Тан­кред»). Пре­одо­ле­вая ис­пол­ни­тель­ские ка­но­ны клас­си­циз­ма, стре­мясь вы­ра­зить нац. ха­рак­тер, вме­сте со сво­ей парт­нёр­шей по сце­не Кле­рон Л. осу­ще­ст­вил ре­фор­му сце­нич. кос­тю­ма (от­каз от тра­диц. «рим­ско­го» одея­ния, ис­то­рич., эт­но­гра­фич. точ­ность дета­лей и др.). Сре­ди ро­лей: Лин­сей, Виль­гельм («Ги­пер­ме­ст­ра», «Виль­гельм Телль» А. М. Лемь­е­ра), Уо­рик («Граф Уо­рик» Ж. Ф. де Ла­гар­па). Ак­тёр­ский опыт Л. ока­зал су­ще­ст­вен­ное влия­ние на твор­че­ст­во Ф. Ж. Таль­ма.

Соч.: Mémoires. P., 1801.

Лит.: Olivier J.-J. H.-L. Lekain de la Comédie Française. P., 1907; Ис­то­рия за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го те­ат­ра. М., 1957. Т. 2; Ис­то­рия за­ру­беж­но­го те­ат­ра. СПб., 2005.

Вернуться к началу