Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́ПИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 703

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Старикова

ЛА́ПИН Иван Фё­до­ро­вич (1743–1795, Мо­ск­ва), рос. ак­тёр. Учил­ся в «клас­сах ху­до­жеств», от­кры­тых в 1757 при «раз­но­чин­ной» гим­на­зии Моск. ун-та. Уча­ст­во­вал в лю­би­тель­ских пред­став­ле­ни­ях уни­вер­си­тет­ско­го те­ат­ра, а за­тем, ве­ро­ят­но, и в спек­так­лях моск. «Рос­сий­ского те­ат­ра» (1759–60), труп­пу ко­то­ро­го со­став­ля­ли в осн. быв­шие сту­ден­ты. В янв. 1761 эта труп­па бы­ла вы­зва­на имп. Ели­за­ве­той в С.-Пе­тер­бург. То­гда же Л. по­сту­пил в Ака­де­мию ху­до­жеств, где стал од­ним из ор­га­ни­за­то­ров лю­би­тель­ско­го те­ат­ра (1764), воз­глав­ляе­мо­го Я. Д. Шум­ским. Ок. 1766 Л. по­сту­пил в пе­терб. при­двор­ную труп­пу на ам­п­луа «вто­ро­го лю­бов­ни­ка». Сре­ди ро­лей это­го пе­рио­да: Лю­бо­чест и Князь Га­лиц­кий («Вы­ше­слав» и «Ди­мит­рий Са­мо­зва­нец» А. П. Су­ма­ро­ко­ва), Лев­зон («Бе­вер­лей» Б. Ж. Со­ре­на), Пре­нест («Бо­ри­слав» М. М. Хе­ра­ско­ва). В кон. 1770-х гг. в ка­че­ст­ве га­ст­ро­лё­ра вы­сту­пал на сце­не Моск. те­ат­ра Уру­со­ва – Ме­док­са; с 1781 в труп­пе это­го те­ат­ра. Ис­пол­нял пер­вые ро­ли в тра­ге­ди­ях, дра­мах и ко­ме­ди­ях, не­ко­то­рые из них пе­ре­шли к не­му по­сле отъ­ез­да Я. Е. Шу­ше­ри­на в С.-Пе­тер­бург: Омар и За­мир («Паль­ми­ра» и «Со­ре­на и За­мир» Н. П. Ни­ко­ле­ва), граф Аль­ма­ви­ва («Фи­га­ро­ва же­нить­ба» Бо­мар­ше) и др. Осо­бен­ный ус­пех Л. имел в ро­ли Ти­та («Ти­то­во ми­ло­сер­дие» Я. Б. Княж­ни­на). По мне­нию со­вре­мен­ни­ков, Л. «со­еди­нял в се­бе все ка­че­ст­ва, со­став­ляю­щие от­лич­но­го тра­ги­ка: сча­ст­ли­вую на­руж­ность, звуч­ный и гиб­кий ор­ган, чис­тую и пра­виль­ную дик­цию» (С. П. Жи­ха­рев). В по­след­ние го­ды жиз­ни от­дал дань сенти­мен­та­ли­ст­ской дра­ме: Не­из­вест­ный («Не­на­висть к лю­дям и рас­кая­ние» А. Ко­це­бу), граф Ча­до­лю­бов («Отец се­мей­ст­ва» Н. Н. Сан­ду­но­ва).

Лит.: Бур­на­шев М. Н. Те­атр при Им­пе­ра­тор­ской Ака­де­мии ху­до­жеств в XVIII в. // Ста­рые го­ды. 1907. № 9; Жи­ха­рев С. П. За­пис­ки со­вре­мен­ни­ка. М.; Л., 1955; Ви­рен В. Н. Уни­вер­си­тет­ский те­атр в Мо­ск­ве // Еже­год­ник Ин­сти­ту­та ис­то­рии ис­кусств. М., 1958.

Вернуться к началу