Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАЗАРЕ́НКО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 585

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. Е. Славский

ЛАЗАРЕ́НКО Ви­та­лий Ефи­мо­вич [27.4 (9.5).1890, пос. Алек­сан­д­ровск-Гру­шев­ский, ны­не г. Шах­ты – 18.5.1939, Мо­ск­ва], рос. ар­тист цир­ка, кло­ун-са­ти­рик, засл. арт. РСФСР (1929). Сын шах­тё­ра. На­чи­нал в ба­ла­га­не П. и В. Ка­ли­ниных (бра­тья ма­те­ри Л.). В 1898 от­дан в бро­дя­чий цирк М. И. Кот­ли­ко­ва. За­вое­вал по­пу­ляр­ность в про­вин­ции в кло­ун­ском ам­п­луа Ры­же­го. В 1911 де­бю­тиро­вал в моск. цир­ке бр. Ни­ки­ти­ных; со­че­тал зло­бо­днев­ные са­ти­рич. ре­при­зы, аги­тац. сти­хотв. мо­но­ло­ги с ак­тив­ным цир­ко­вым дей­ст­ви­ем (гл. обр. с прыж­ко­вой ак­ро­ба­ти­кой). В 1914 по­ста­вил ми­ро­вой ре­корд, сде­лав саль­то че­рез 3 сло­нов. Пры­жок был снят на ки­но­плён­ку опе­рато­ра­ми фир­мы «Pathé» и по­ка­зы­вал­ся на всех эк­ра­нах ми­ра. Как ко­вёр­ный кло­ун Л. вы­хо­дил в мас­ке бес­ша­баш­но­го фи­ло­соф­ст­вую­ще­го бо­ся­ка, вы­смеи­вая чер­но­со­тен­цев, по­ли­цей­ских, Гос. ду­му и пр. Не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся адм. ре­прес­си­ям. По­сле 1917 на­зы­вал се­бя «шу­том его ве­ли­че­ст­ва на­ро­да». Воз­глав­лял фрон­то­вые ар­ти­стич. бри­га­ды (1919–21), пер­вый пе­ре­движ­ной де­ре­вен­ский цирк на агит­па­ро­хо­де по Вол­ге (1927). Уча­ст­во­вал в улич­ных ка­валь­ка­дах и празд­нич­ных де­мон­ст­ра­ци­ях; два ан­тре – «Чем­пио­нат все­мир­ной клас­со­вой борь­бы» и «Аз­бу­ка» – спе­ци­аль­но для Л. на­пи­сал В. В. Мая­ков­ский. Позд­нее со­труд­ни­чал с В. И. Ле­бе­де­вым-Ку­ма­чом, Н. Р. Эрд­ма­ном и др. С худ. Б. Р. Эрд­ма­ном соз­дал но­вый ре­во­люц. об­раз кло­уна – по-пла­кат­но­му яр­ко­го, оде­то­го в двух­цвет­ный ком­би­не­зон; из-под его ма­лень­кой ша­поч­ки вы­би­вал­ся чуб. В 1920-х гг. Л. уча­ст­во­вал в спек­так­лях, пан­то­ми­мах, скет­чах, в т. ч.: «Мис­те­рия-буфф» Мая­ков­ско­го (Те­атр РСФСР-1, реж. В. Э. Мей­ер­хольд), «Де­сять пла­мен­ных лет» (цир­ко­вое обо­зре­ние, Ле­нингр. цирк), «Бро­дя­чий италь­ян­ский цирк бр. Кот­ли­ко­вых» (Моск. цирк). В 1930-х гг. вы­сту­пал в це­хах пред­при­ятий, в го­ро­дах-но­во­строй­ках, пе­ред бой­ца­ми Даль­не­во­сточ­ной ар­мии, пе­ред уча­ст­ни­ка­ми бо­ёв на р. Хал­хин-Гол. Сни­мал­ся в филь­мах «Лю­бовь и кас­тор­ка», «Ночь, лу­на… Он и Она», «Чёр­то­во гнез­до», «Ин­три­ган» и др. С 1930 на­чал ра­бо­тать с сы­ном Ви­та­ли­ем (18.3.1914–14.3.1948), кло­уном, жонг­лёром, му­зы­кан­том, тан­цо­ром, ак­ро­ба­том. По­сле смер­ти от­ца Ви­та­лий про­дол­жил тра­ди­цию пуб­ли­ци­стич. кло­уна­ды.

Соч.: Пят­на гри­ма. М., 1922.

Лит.: Ура­зов ИА. Шут и пры­гун В. Ла­за­рен­ко. 2-е изд. М., 1927; Дмит­ри­ев ЮА. В. Ла­за­рен­ко. М.; Л., 1946; он же. Цирк в Рос­сии (от ис­то­ков до 2000 г.). М., 2004; Куз­не­цов ЕМ. Аре­на и лю­ди со­вет­ско­го цир­ка. М.; Л., 1947; Ар­го АМ. Свои­ми гла­за­ми. М., 1965; Слав­ский РЕ. В. Ла­за­рен­ко. М., 1980.

Вернуться к началу