ЛАВРО́ВСКИЙ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАВРО́ВСКИЙ (наст. фам. Иванов) Леонид Михайлович [5(18).6.1905, С.-Петербург – 27.11.1967, Париж; похоронен в Москве], рос. артист балета, хореограф, нар. арт. СССР (1965). Отец М. Л. Лавровского. По окончании Петрогр. балетного техникума в 1922–35 артист Ленингр. театра оперы и балета, где исполнял сольные и ведущие партии, участвовал в единственном показе танцсимфонии Ф. В. Лопухова «Величие мироздания» на муз. Л. ван Бетховена. В сер. 1920-х гг. в труппе «Молодой балет», где дебютировал как хореограф, начав с постановки концертных номеров. Сотрудничал с ЛХУ («Времена года» на муз. П. И. Чайковского, 1928). В первых же постановках, преим. на симфонич. музыку (Чайковского, Р. Шумана, Н. А. Римского-Корсакова и др.), стремился выявить её программный, сюжетный характер. Успех «Фадетты» на муз. Л. Делиба (1934, ленингр. Малый оперный театр) и «Катерины» на муз. А. Г. Рубинштейна и А. Адана в обработке Е. А. Дубровского (1935, ЛХУ) – разноплановых многоактных сюжетных балетов, в которых действие развивалось в формах модернизированной классики, выдвинул Л. в число ведущих мастеров отеч. хореографии. В 1935–38 худ. рук. балетной труппы ленингр. Малого оперного театра («Кавказский пленник» Б. В. Асафьева, 1938), в 1938–44 – балетной труппы Ленингр. театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где поставил спектакль «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1940), ставший вершиной творчества Л. и эмблемой т. н. сов. хореодрамы. Спектакль Л. определил осн. особенности этого жанра: обращение к значит. литературным или историч. сюжетам, их тщательную режиссёрскую разработку (Л. одним из первых привлёк в балетный театр проф. режиссёров, его соавтором в постановке «Ромео и Джульетты» был С. Э. Радлов), ярко очерченные характеры как главных, так и второстепенных персонажей, роскошную живописность оформления (сотрудничал с такими художниками, как П. В. Вильямс, В. М. Ходасевич, В. Ф. Рындин). В то же время Л. обладал самобытным хореографич. даром, воплотившимся гл. обр. в создании выразит. пластич. языка героев. Принёсшая Л. мировую известность, постановка «Ромео и Джульетта» признана эталоном балетного спектакля крупной формы. В 1944–64 гл. балетмейстер ГАБТа. Среди постановок: «Ромео и Джульетта» (1946; Гос. пр. СССР, 1947; экранизирована в 1954), «Красный мак» Р. М. Глиэра (1949; Гос. пр. СССР, 1950), хореографич. картина «Вальпургиева ночь» в опере Ш. Гуно «Фауст» (1949; экранизирована в 1971), «Сказ о каменном цветке» Прокофьева (1954), «Паганини» на муз. С. В. Рахманинова (1960; экранизирована в 1974). Знаток классич. репертуара, Л. создал редакции балетов «Жизель» Адана (1944; экранизирована на ТВ в 1975), «Раймонда» А. К. Глазунова (1945; экранизирована в 1973), пересмотрев их с точки зрения режиссуры своего времени, а также «Шопенианы» на муз. Ф. Шопена (1946); как руководитель Большого театра способствовал модернизации традиции исполнения балетов М. И. Петипа. В 1959 организовал первый в СССР «Балет на льду», для которого создал неск. программ. В 1960–67 худ. рук. МХУ, где, стремясь соответствовать тенденциям времени, в стиле симфонич. танца поставил «Классическую симфонию» на муз. Прокофьева (1967). В 1948–67 вёл курс «Искусство балетмейстера» на балетмейстерском ф-те ГИТИСа, проф. (с 1952). Гос. пр. СССР (1946). Награждён 2 орденами Ленина.