Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАВРО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 557

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда
Сцена из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева. Хореограф Л. М. Лавровский.

ЛАВРО́ВСКИЙ (наст. фам. Ива­нов) Ле­о­нид Ми­хай­ло­вич [5(18).6.1905, С.-Пе­тер­бург – 27.11.1967, Па­риж; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рос. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, нар. арт. СССР (1965). Отец М. Л. Лав­ров­ско­го. По окон­ча­нии Пет­рогр. ба­лет­но­го тех­ни­ку­ма в 1922–35 ар­тист Ле­нингр. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та, где ис­пол­нял соль­ные и ве­ду­щие пар­тии, уча­ст­во­вал в един­ст­вен­ном по­ка­зе танц­сим­фо­нии Ф. В. Ло­пу­хо­ва «Ве­ли­чие ми­ро­зда­ния» на муз. Л. ван Бет­хо­ве­на. В сер. 1920-х гг. в труп­пе «Мо­ло­дой ба­лет», где де­бю­ти­ро­вал как хо­рео­граф, на­чав с по­ста­нов­ки кон­цертных но­ме­ров. Со­труд­ни­чал с ЛХУ («Вре­ме­на го­да» на муз. П. И. Чай­ков­ско­го, 1928). В пер­вых же по­ста­нов­ках, пре­им. на сим­фо­нич. му­зы­ку (Чай­ков­ско­го, Р. Шу­ма­на, Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и др.), стре­мил­ся вы­явить её про­грамм­ный, сю­жет­ный ха­рак­тер. Ус­пех «Фа­дет­ты» на муз. Л. Де­ли­ба (1934, ле­нингр. Ма­лый опер­ный те­атр) и «Ка­те­ри­ны» на муз. А. Г. Ру­бин­штей­на и А. Ада­на в об­ра­бот­ке Е. А. Дуб­ров­ско­го (1935, ЛХУ) – раз­но­пла­но­вых мно­го­акт­ных сю­жет­ных ба­летов, в ко­то­рых дей­ст­вие раз­ви­ва­лось в фор­мах мо­дер­ни­зи­ро­ван­ной клас­си­ки, вы­дви­нул Л. в чис­ло ве­ду­щих мас­те­ров отеч. хо­рео­гра­фии. В 1935–38 худ. рук. ба­лет­ной труп­пы ле­нингр. Ма­ло­го опер­но­го те­ат­ра («Кав­каз­ский плен­ник» Б. В. Асафь­е­ва, 1938), в 1938–44 – ба­лет­ной труп­пы Ле­нингр. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва, где по­ста­вил спек­такль «Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Про­кофь­е­ва (1940), став­ший вер­ши­ной твор­че­ст­ва Л. и эмб­ле­мой т. н. сов. хо­реод­ра­мы. Спек­такль Л. оп­ре­де­лил осн. осо­бен­но­сти это­го жан­ра: об­ра­ще­ние к зна­чит. ли­те­ра­тур­ным или ис­то­рич. сю­же­там, их тща­тель­ную ре­жис­сёр­скую раз­ра­бот­ку (Л. од­ним из пер­вых при­влёк в ба­лет­ный те­атр проф. ре­жис­сё­ров, его со­ав­то­ром в по­ста­нов­ке «Ро­мео и Джуль­ет­ты» был С. Э. Рад­лов), яр­ко очер­чен­ные ха­рак­те­ры как глав­ных, так и вто­ро­сте­пен­ных пер­со­на­жей, рос­кош­ную жи­во­пис­ность оформ­ле­ния (со­труд­ни­чал с та­ки­ми ху­дож­ни­ка­ми, как П. В. Виль­ямс, В. М. Хо­да­се­вич, В. Ф. Рын­дин). В то же вре­мя Л. об­ла­дал са­мо­быт­ным хо­рео­гра­фич. да­ром, во­пло­тив­шим­ся гл. обр. в соз­да­нии вы­ра­зит. пла­стич. язы­ка ге­ро­ев. При­нёс­шая Л. ми­ро­вую из­вест­ность, по­ста­нов­ка «Ро­мео и Джуль­ет­та» при­зна­на эта­ло­ном ба­лет­но­го спек­так­ля круп­ной фор­мы. В 1944–64 гл. ба­лет­мей­стер ГАБТа. Сре­ди по­ста­но­вок: «Ро­мео и Джуль­ет­та» (1946; Гос. пр. СССР, 1947; эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в 1954), «Крас­ный мак» Р. М. Гли­эра (1949; Гос. пр. СССР, 1950), хо­рео­гра­фич. кар­ти­на «Валь­пур­гие­ва ночь» в опе­ре Ш. Гу­но «Фа­уст» (1949; эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в 1971), «Сказ о ка­мен­ном цвет­ке» Про­кофь­е­ва (1954), «Па­га­ни­ни» на муз. С. В. Рах­ма­ни­но­ва (1960; эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в 1974). Зна­ток клас­сич. ре­пер­туа­ра, Л. соз­дал ре­дак­ции ба­ле­тов «Жи­зель» Ада­на (1944; эк­ра­ни­зи­ро­ва­на на ТВ в 1975), «Рай­мон­да» А. К. Гла­зуно­ва (1945; эк­ра­ни­зи­ро­ва­на в 1973), пе­ре­смот­рев их с точ­ки зре­ния ре­жис­суры сво­его вре­ме­ни, а так­же «Шо­пе­ниа­ны» на муз. Ф. Шо­пе­на (1946); как ру­ко­во­ди­тель Боль­шо­го те­ат­ра спо­соб­ство­вал мо­дер­ни­за­ции тра­ди­ции ис­пол­не­ния ба­ле­тов М. И. Пе­ти­па. В 1959 ор­га­ни­зо­вал пер­вый в СССР «Ба­лет на льду», для ко­то­ро­го соз­дал неск. про­грамм. В 1960–67 худ. рук. МХУ, где, стре­мясь со­от­вет­ст­во­вать тен­ден­ци­ям вре­ме­ни, в сти­ле сим­фо­нич. тан­ца по­ста­вил «Клас­си­че­скую сим­фо­нию» на муз. Про­кофь­е­ва (1967). В 1948–67 вёл курс «Ис­кус­ст­во ба­лет­мей­сте­ра» на ба­лет­мей­стер­ском ф-те ГИТИСа, проф. (с 1952). Гос. пр. СССР (1946). На­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Лит.: Сло­ним­ский Ю. Со­вет­ский ба­лет. М.; Л., 1950; Со­вет­ский ба­лет­ный те­атр, 1917–1967. М., 1976; Луц­кая Е. Л. М. Лав­ров­ский // Мас­те­ра Боль­шо­го те­ат­ра. М., 1976; Ми­хай­лов М. М. Мо­ло­дые го­ды ле­нин­град­ско­го ба­ле­та. Л., 1978; Л. М. Лав­ров­ский. До­ку­мен­ты. Ста­тьи. Вос­по­ми­на­ния. М., 1983; Лав­ров­ский М. Л. От пер­во­го ли­ца. М., 2006.

Вернуться к началу