Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУ́РБАС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 382

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Н. Корниенко
Сцена из спектакля «Гайдамаки» Т. Г. Шевченко. Режиссёр А. С. Курбас.

КУ́РБАС Алек­сандр Сте­па­но­вич (Лесь; пол­ное имя Алек­сандр Зе­нон) [25.2(9.3).1887, Сам­бор, Ав­ст­ро-Венг­рия – 3.11.1937, Сан­дар­мох, близ г. Мед­вежь­е­горск], укр. ре­жис­сёр, ак­тёр, те­ат­раль­ный дея­тель, нар. арт. УССР (1925). В 1907–08 учил­ся в Вен­ском ун-те, за­тем – в Львов­ском ун-те. В ор­га­ни­зо­ванных им труп­пах – «Тер­но­поль­ские те­ат­раль­ные ве­че­ра» (Тер­но­поль, 1915–1916), «Мо­ло­дой те­атр» (Ки­ев, 1917–19); «Кий­д­рам­те» («Ки­ев­ский дра­ма­тич. те­атр», Бе­лая Цер­ковь – Умань, 1920–21), «Бе­ре­зиль» (Ки­ев, 1922–26; Харь­ков, 1926–33, с 1935 Харь­ков­ский укр. дра­ма­тич. те­атр им. Т. Г. Шев­чен­ко) – ос­ваи­вал опыт ев­роп. сце­нич. иск-ва, за­ло­жил ос­но­вы но­во­го укр. те­ат­ра. В рус­ле ре­форм А. Ап­пиа и Г. Э. Г. Крэ­га мо­дер­ни­зи­ро­вал сце­нич. сре­ду, пе­ре­ос­мыс­ли­вая в сво­их спек­так­лях сти­ли разл. ху­дож. те­че­ний и эпох: на­ту­ра­лиз­ма («Чёр­ная Пан­те­ра и Бе­лый Мед­ведь» В. К. Вин­ни­чен­ко, 1917), сим­во­лиз­ма («Этю­ды» А. Оле­ся, 1917), им­прес­сио­низ­ма («Ийо­ла» Е. Жу­лав­ско­го, 1918), ан­тич­но­сти («Царь Эдип» Со­фок­ла, 1918), Сред­не­ве­ко­вья и Про­све­ще­ния («Го­ре лже­цу» Ф. Гриль­пар­це­ра в сти­ле ко­ме­дии дель ар­те; «Вер­теп» в сти­ле укр. школь­ной дра­мы; оба 1918), экс­прес­сио­низ­ма («Иван Гус» Т. Г. Шев­чен­ко, 1919), ро­ман­тиз­ма («Гай­да­ма­ки» Шев­чен­ко, 1920) и др. Мо­дер­ни­зи­руя фор­мы кар­на­валь­но­го те­ат­ра и опи­ра­ясь на но­вей­шие ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти ин­туи­ции и пси­хо­ана­ли­за, К. соз­дал собств. фор­му­лу ак­тё­ра как «ра­зум­но­го Ар­ле­ки­на», т. е. спо­соб­но­го к тра­ги­ко­мич. буф­фо­на­де и экс­цен­три­ке ин­тел­лек­туа­ла. Вос­пи­тал плея­ду укр. ак­тё­ров, сре­ди ко­то­рых: А. М. Буч­ма, М. М. Кру­шель­ниц­кий, Н. М. Уж­вий.

Наи­бо­лее пол­но ре­жис­сёр­ские и этич. идеи К. во­пло­ти­лись в прак­ти­ке те­ат­ра «Бе­ре­зиль». Клас­си­кой сце­нич. экс­прес­сио­низ­ма стал спек­такль «Газ» Г. Кай­зе­ра (1923). В инс­це­ни­ров­ке ро­ма­на «Джим­ми Хиг­гинс» Э. Б. Синк­ле­ра (пье­са К., 1923), стре­мясь най­ти аде­к­ват­ный сце­нич. язык для вы­ра­же­ния по­гра­нич­ных со­стоя­ний че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки, К. ис­поль­зо­вал мон­таж­ный прин­цип ки­не­ма­то­гра­фа. Луч­шие спек­так­ли ре­жис­сёр по­ста­вил в со­дру­же­ст­ве с дра­ма­тургом М. Г. Ку­ли­шом и худ. В. Мел­лером: «На­род­ный Ма­ла­хий» (1928), «Ми­на Ма­зай­ло» (1929), «Мак­ле­на Гра­са» (1933). К. ис­сле­до­вал про­цес­сы в об­ще­ст­ве, где не­до­оце­не­на че­ло­ве­че­ская ин­ди­ви­ду­аль­ность и роль творч. лич­ности. В 1933 К. был снят с ру­ко­вод­ства те­ат­ром «Бе­ре­зиль». В ГОСЕТе ра­бо­тал с С. М. Ми­хо­эл­сом над за­глав­ной ро­лью в тра­ге­дии «Ко­роль Лир» У. Шек­спи­ра (имен­но эта кон­цеп­ция не­из­ме­нён­ной во­шла позд­нее в спек­такль С. Э. Рад­ло­ва). В кон. 1933 аре­сто­ван, со­слан на Со­лов­ки. В Со­ло­вец­ком ла­гере осо­бо­го на­зна­че­ния ру­ко­во­дил те­ат­ром Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла, по­ста­вил «Ин­тер­вен­цию» Л. И. Сла­ви­на (1935). В Со­ло­вец­ком крем­лёв­ском те­ат­ре – «Уче­ник дья­во­ла» Б. Шоу, «Ари­сто­кра­ты» Н. Ф. По­го­ди­на (1936–1937). Ав­тор сце­на­рия и ре­жис­сёр филь­мов «Мак­до­нальд», «Вен­дет­та» (оба 1924), «Ар­се­наль­цы» (1925). Пре­по­да­вал в му­зы­каль­но-дра­ма­тич. ин-тах Кие­ва (1922–26) и Харь­ко­ва (1926–33). Рас­стре­лян. Реа­би­ли­ти­ро­ван в 1957.

Соч.: Філософія те­ат­ру. Київ, 2001.

Лит.: Гірняк Й. Спо­ми­ни. Нью-Йорк, 1982; Ре­вуць­кий В. Нескорені березільці. Нью-Йорк, 1985; Л. Кур­бас. Ста­тьи и вос­по­ми­на­ния о Л. Кур­ба­се. Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие. М., 1987; Во­лиць­ка I. Те­ат­раль­на юність Л. Кур­ба­са. Львів, 1995; Ве­се­ловсь­ка Г. I. Два­над­цять вис­тав Л. Кур­ба­са. Київ, 2004; Makaryk I. R. Sha­kespeare in the undiscovered bourn: L. Kur­bas, ukrainian modernist, and early Soviet cultural politics. Toronto Buffalo, 2004; Кор­ни­ен­ко Н. Ре­жис­сер­ское ис­кус­ст­во Л. Кур­ба­са. Ре­кон­ст­рук­ция. К., 2005; Корнiєнко Н. Л. Кур­бас: репетиція май­бут­нь­о­го. Київ, 2007; Та­нюк Л. М. Кру­шель­ниць­кий: шко­ла об­раз­но­го пере­твiлення, заповідана Л. Кур­ба­сом. Київ, 2007; он же. Та­лан і та­лант Л. Кур­ба­са. Київ, 2007; Курбасівські чи­тан­ня. Київ, 2007. Вып. 2.

Вернуться к началу