Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЛЕШО́В

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 291

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Изволов
Кадр из фильма «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Режиссёр Л. В. Кулешов. 1924.

КУЛЕШО́В Лев Вла­ди­ми­ро­вич [1(13).1.1899, Там­бов – 29.3.1970, Мо­ск­ва], рос. ки­но­ре­жис­сёр, ак­тёр, ху­дож­ник, сце­на­рист, пе­да­гог, тео­ре­тик ки­но, нар. арт. РСФСР (1969). Из дво­рян­ской се­мьи. В 1915–17 учил­ся в МУЖВЗ. За­ни­мал­ся при­клад­ной жи­во­пи­сью, ил­лю­ст­ри­ро­вал жур­на­лы мод. С 1916 ху­дож­ник-де­ко­ратор на ки­но­сту­дии А. А. Хан­жон­ко­ва, в ча­ст­но­сти в филь­мах Е. Ф. Бау­эра. В 1918 де­бю­ти­ро­вал как ре­жис­сёр ф. «Про­ект ин­же­не­ра Прай­та», где впер­вые ис­поль­зо­вал при­ём мон­та­жа и воз­ни­каю­щий при нём эф­фект, ко­то­рый со­сто­ит в том, что вос­при­ятие од­но­го и то­го же кад­ра мо­жет ме­нять­ся в за­ви­си­мо­сти от кон­тек­ста (по­лу­чил впос­лед­ст­вии назв. «эф­фект Ку­ле­шо­ва»). В эти же годы опуб­ли­ко­вал пер­вые тео­ре­тич. со­чи­не­ния – «О за­да­чах ху­дож­ни­ка в ки­не­ма­то­гра­фе» и «О сце­на­ри­ях» (оба 1917), «Ис­кус­ст­во све­то­твор­че­ст­ва (ос­но­вы мыс­лей)» (1918). В 1919 ор­га­ни­зо­вал мас­тер­скую «Кол­лек­тив Ку­ле­шо­ва», ку­да в раз­ные го­ды вхо­ди­ли А. С. Хох­ло­ва, В. И. Пу­дов­кин, Б. В. Бар­нет, В. П. Фо­гель, П. А. По­до­бед, П. С. Га­лад­жев и др. Раз­ра­бо­тал спе­ци­фич. тео­рию под­го­тов­ки ки­но­ак­тё­ров («на­тур­щи­ков»), ос­но­ван­ную не на пси­хо­ло­гич. пе­ре­жи­ва­нии, а на вы­ра­зит. дви­же­нии. Мон­таж­ные экс­пе­ри­мен­ты К. 1921–23 ока­за­ли за­мет­ное влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие язы­ка ми­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа. В те­че­ние не­сколь­ких лет «Кол­лек­тив Ку­ле­шо­ва», не имея воз­мож­но­сти для прак­тич. ки­но­съём­ки, за­ни­мал­ся сце­нич. по­ста­нов­ка­ми («филь­мы без плён­ки»); пер­вой ки­но­ра­бо­той стал ф. «Не­обы­чай­ные при­клю­че­ния мис­те­ра Вес­та в стра­не боль­ше­ви­ков» (1924). Об­щей чер­той филь­мов К. кон. 1920-х гг. бы­ла изо­бра­зит. экс­прес­сив­ность при ми­ни­му­ме по­ста­новоч­ных средств: «По за­ко­ну» (1926), «Ва­ша зна­ко­мая» (др. назв. «Жур­на­ли­ст­ка», 1927), «Ве­сё­лая ка­на­рей­ка» (1929), «Два-Буль­ди-два» (1930, совм. с Н. Ф. Агад­жа­но­вой-Шут­ко). В 1929 вы­шла кни­га К. «Ис­кус­ст­во ки­но», со­еди­нив­шая его тео­ре­тич., ме­то­до­ло­гич. и пе­да­го­гич. раз­ра­бот­ки с об­зо­ром ис­то­рии ки­но. Экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти зву­ко­мон­та­жа на­шли от­ра­же­ние в пер­вом зву­ко­вом филь­ме К. – «Го­ри­зонт» (1933). Вер­ши­на твор­че­ст­ва К. – ф. «Ве­ли­кий уте­ши­тель» (1933), объ­е­ди­нив­ший слож­ную изо­бра­зит.-по­ве­ст­во­ват. струк­ту­ру с раз­мыш­ле­ния­ми о пра­ве ху­дож­ни­ка на вы­мы­сел в ус­ло­ви­ях не­сво­бо­ды. По об­ви­не­нию в фор­ма­лиз­ме в сер. 1930-х гг. бы­ли закры­ты в про­цес­се про­из-ва филь­мы «Кра­жа зре­ния» и «До­хун­да» (по од­ноим. по­вес­ти С. Ай­ни). В 1941 вы­шла фун­дам. ра­бо­та К. «Ос­но­вы ки­но­ре­жис­су­ры», пе­ре­ве­дён­ная на мно­гие иностр. язы­ки. Сняв филь­мы «Си­би­ря­ки» (1940), «Клят­ва Ти­му­ра» (1942), «Мы с Ура­ла» (1944), К. за­тем це­ли­ком со­сре­до­то­чил­ся на на­уч.-пе­да­го­гич. дея­тель­но­сти. В 1932–70 пре­по­да­вал во ВГИКе (совм. с Хох­ло­вой ру­ко­во­дил творч. мас­тер­ской), проф. (с 1939). К. по­свя­щён на­уч­но-по­пу­ляр­ный ф. «Эф­фект Ку­ле­шо­ва» (1969, реж. С. Л. Рай­тбурт). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Соч.: Собр. соч. М., 1988. Т. 1–2.

Лит.: Ле­ви­дов М. Ю. Л. Ку­ле­шов. М., 1927; Брик О. М. Путь Ку­ле­шо­ва // Ки­но. 1932. № 22; Шклов­ский В. Б. Их на­стоя­щее // За 40 лет. М., 1965; Зор­кая Н. М. Л. Ку­ле­шов // Зор­кая Н. М. Порт­ре­ты. М., 1966; Ют­ке­вич С. И. Ве­ли­кий ниг­ро­мант // Ку­ле­шов Л., Хох­ло­ва А. 50 лет в ки­но. М., 1975; Пу­дов­кин В. И. Мас­тер­ская Ку­ле­шо­ва // Пу­дов­кин В. И. Собр. соч. М., 1975. Т. 2; Гро­мов Е. С. Л. В. Ку­ле­шов. М., 1984; Юре­нев Р. Н. Л. В. Ку­ле­шов: тео­рия ки­но, ре­жис­су­ра, пе­да­го­ги­ка. М., 1987.

Вернуться к началу