КУЛЕШО́В
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУЛЕШО́В Лев Владимирович [1(13).1.1899, Тамбов – 29.3.1970, Москва], рос. кинорежиссёр, актёр, художник, сценарист, педагог, теоретик кино, нар. арт. РСФСР (1969). Из дворянской семьи. В 1915–17 учился в МУЖВЗ. Занимался прикладной живописью, иллюстрировал журналы мод. С 1916 художник-декоратор на киностудии А. А. Ханжонкова, в частности в фильмах Е. Ф. Бауэра. В 1918 дебютировал как режиссёр ф. «Проект инженера Прайта», где впервые использовал приём монтажа и возникающий при нём эффект, который состоит в том, что восприятие одного и того же кадра может меняться в зависимости от контекста (получил впоследствии назв. «эффект Кулешова»). В эти же годы опубликовал первые теоретич. сочинения – «О задачах художника в кинематографе» и «О сценариях» (оба 1917), «Искусство светотворчества (основы мыслей)» (1918). В 1919 организовал мастерскую «Коллектив Кулешова», куда в разные годы входили А. С. Хохлова, В. И. Пудовкин, Б. В. Барнет, В. П. Фогель, П. А. Подобед, П. С. Галаджев и др. Разработал специфич. теорию подготовки киноактёров («натурщиков»), основанную не на психологич. переживании, а на выразит. движении. Монтажные эксперименты К. 1921–23 оказали заметное влияние на дальнейшее развитие языка мирового кинематографа. В течение нескольких лет «Коллектив Кулешова», не имея возможности для практич. киносъёмки, занимался сценич. постановками («фильмы без плёнки»); первой киноработой стал ф. «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924). Общей чертой фильмов К. кон. 1920-х гг. была изобразит. экспрессивность при минимуме постановочных средств: «По закону» (1926), «Ваша знакомая» (др. назв. «Журналистка», 1927), «Весёлая канарейка» (1929), «Два-Бульди-два» (1930, совм. с Н. Ф. Агаджановой-Шутко). В 1929 вышла книга К. «Искусство кино», соединившая его теоретич., методологич. и педагогич. разработки с обзором истории кино. Эксперименты в области звукомонтажа нашли отражение в первом звуковом фильме К. – «Горизонт» (1933). Вершина творчества К. – ф. «Великий утешитель» (1933), объединивший сложную изобразит.-повествоват. структуру с размышлениями о праве художника на вымысел в условиях несвободы. По обвинению в формализме в сер. 1930-х гг. были закрыты в процессе произ-ва фильмы «Кража зрения» и «Дохунда» (по одноим. повести С. Айни). В 1941 вышла фундам. работа К. «Основы кинорежиссуры», переведённая на многие иностр. языки. Сняв фильмы «Сибиряки» (1940), «Клятва Тимура» (1942), «Мы с Урала» (1944), К. затем целиком сосредоточился на науч.-педагогич. деятельности. В 1932–70 преподавал во ВГИКе (совм. с Хохловой руководил творч. мастерской), проф. (с 1939). К. посвящён научно-популярный ф. «Эффект Кулешова» (1969, реж. С. Л. Райтбурт). Награждён орденом Ленина.