Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЗНЕЦО́В

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 262

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




С. Л. Кузнецов в роли Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя).

КУЗНЕЦО́В Сте­пан Ле­о­ни­до­вич [2(14).1.1879, Ки­ши­нёв – 18.4.1932, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, нар. арт. Рес­пуб­ли­ки (1929). Проф. сце­нич. дея­тель­ность на­чал в 1901 в Ор­ле. В 1907–08 в ки­ев­ском те­ат­ре Н. Н. Со­лов­цо­ва, где впер­вые ис­пол­нил роль Хле­ста­ко­ва («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), к ко­то­рой за­тем по­сто­ян­но воз­вра­щал­ся в те­че­ние мн. лет. С 1908 в МХТ: Кот («Си­няя пти­ца» М. Ме­тер­лин­ка), Фе­ра­понт («Три се­ст­ры» А. П. Че­хо­ва), Хле­ста­ков. В 1910 К., при­вык­ший иг­рать в про­вин­ции мно­го но­вых ро­лей, об­ра­щав­ший гл. вни­ма­ние на яр­кость внеш­ней ха­рак­те­ри­сти­ки, ма­ло счи­тав­ший­ся с ан­самб­лем, по­ки­нул МХТ. Иг­рал в Кие­ве, Одес­се, Харь­ко­ве и др. С 1923 в моск. Те­ат­ре им. МГСПС. С 1925 в Ма­лом те­ат­ре. Внутр. мир сво­их ге­ро­ев К. вы­ра­жал че­рез ост­ро под­ме­чен­ные де­та­ли, об­ра­ща­ясь по­рой к пре­уве­ли­че­нию, под­чёрк­ну­той ма­не­ре иг­ры. Был вы­даю­щим­ся мас­те­ром гри­ма. В «Ре­ви­зо­ре» сыг­рал поч­ти все муж­ские ро­ли и По­шлёп­ки­ну, в «На дне» М. Горь­ко­го – Лу­ку, Ба­ро­на и Алёш­ку, в «Без ви­ны ви­но­ва­тых» А. Н. Ост­ров­ско­го – Шма­гу, Ми­лов­зо­ро­ва, Ду­ду­ки­на и Не­зна­мо­ва, в «Идио­те» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му – Фер­ды­щен­ко, Га­ню Ивол­ги­на и Мыш­ки­на, в пье­сах Че­хо­ва – Гае­ва, Епи­хо­до­ва и Фир­са («Виш­нё­вый сад»), Те­ле­ги­на и Ас­т­ро­ва («Дя­дя Ва­ня»). К. охот­но вы­сту­пал в во­де­ви­лях, фар­сах и ко­ме­ди­ях, с вир­ту­оз­ным мас­тер­ст­вом вы­пол­няя буф­фон­ные трю­ки (Лорд Ба­бе­рей – «Тёт­ка Чар­лея» Б. То­ма­са, Жур­ден – «Ме­ща­нин во дво­рян­ст­ве» Моль­е­ра, и др.). Сре­ди др. ролей: Шван­дя («Лю­бовь Яро­вая» К. А. Тре­нё­ва), Сча­ст­лив­цев, Кар­ку­нов, Хлы­нов, Юсов, Глу­мов («Лес», «Серд­це не ка­мень», «Го­ря­чее серд­це», «До­ход­ное ме­сто», «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» Ост­ров­ско­го), Рас­плю­ев («Свадь­ба Кре­чин­ско­го» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на), Фред­рик­сон («У жиз­ни в ла­пах» К. Гам­су­на), Сга­на­рель («Дон Жу­ан» Моль­е­ра), Лемм («Дво­рян­ское гнез­до» по И. С. Тур­ге­не­ву), Ви­кен­ть­ев («Об­рыв» по И. А. Гон­ча­ро­ву), царь Фё­дор («Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го), Фи­га­ро («Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше), Мар­ме­ла­дов («Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» по Дос­то­ев­ско­му).

Лит.: С. Куз­не­цов. Сб. ст. М., 1927; Мар­ков П. А. Те­ат­раль­ные порт­ре­ты. М.; Л., 1939; Дейч А. С. Л. Куз­не­цов. М.; Л., 1947.

Вернуться к началу