Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУ́БРИК

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ю. Дмитриев
Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами». Режиссёр С. Кубрик. 1999.

КУ́БРИК (Kubrick) Стэн­ли (26.7.1928, Нью-Йорк – 7.3.1999, Хар­пен­ден, Ве­ли­ко­бри­та­ния), амер. и англ. ре­жис­сёр, сце­на­рист, про­дю­сер. В 1946–51 фо­то­граф ж. «Look». В ки­но с 1951 (ко­рот­ко­мет­раж­ный до­ку­мен­таль­ный ф. «День боя»). В 1954 ор­га­ни­зо­вал (совм. с про­дю­се­ром Дж. Б. Хар­ри­сом) ки­но­ком­па­нию «Harris-Kubrick Productions». Из­вест­ность К. при­нёс ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ский ф. «Тро­пы сла­вы» (1957) о франц. сол­да­тах 1-й ми­ро­вой вой­ны, рас­пла­чи­ваю­щих­ся жиз­нью за тру­сость и без­дар­ность сво­их ко­ман­ди­ров. В 1960 по­ста­вил ис­то­рич. блок­ба­стер «Спар­так». В 1962 эк­ра­ни­зи­ро­вал ро­ман В. В. На­бо­ко­ва «Ло­ли­та». Та­лант К.-са­ти­ри­ка в пол­ной ме­ре про­явил­ся в ан­ти­во­ен­ной ко­ме­дии «Док­тор Стрейн­джлав, или Как я нау­чил­ся не вол­но­вать­ся и по­лю­бил бом­бу» (1963), где, ис­поль­зуя тра­ди­ции «чёр­но­го юмо­ра», при­ём гро­те­ск­но­го сдви­га ре­аль­ности и точ­но вы­брав со­ци­аль­ные мас­ки, ре­жис­сёр по­ка­зал, как аван­тю­ризм учё­ных, ту­пость и во­ин­ст­вен­ность ге­не­ра­ли­те­та и по­пус­ти­тель­ст­во выс­ших кру­гов амер. ад­ми­ни­ст­ра­ции мо­гут при­вес­ти мир к атом­ной ка­та­ст­ро­фе. В 1968 К. снял на­уч.-фан­та­стич. ф. «2001: Кос­ми­че­ская одис­сея» (по А. Клар­ку, пр. «Ос­кар»), ис­поль­зо­вав бо­га­тые тех­нич. воз­мож­но­сти совр. ки­не­ма­то­гра­фа. Пре­кло­не­ние пе­ред че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом, вы­рвав­шим­ся в кос­мич. про­стран­ст­во, со­че­та­лось в филь­ме с тра­гич. иде­ей не­по­зна­вае­мо­сти Все­лен­ной. Боль­шую дис­кус­сию вы­зва­ла ан­ти­уто­пия «За­вод­ной апель­син» (по А. Бёрд­жес­су, 1971), ис­сле­до­вав­шая про­бле­му ох­ва­тив­ше­го мир на­си­лия и в то же вре­мя эс­те­ти­зи­рую­щая его. В ф. «Бар­ри Лин­дон» (1975, по У. Тек­ке­рею) К. пред­ло­жил жи­во­пис­ное, рит­ми­че­ски вы­стро­ен­ное, но хо­лод­ное и рас­су­доч­ное зре­ли­ще, ут­вер­ждав­шее не­ми­нуе­мость по­бе­ды вре­ме­ни и смер­ти над жиз­нью. В 1980 по­ста­вил ф. «Сия­ние» (по С. Кин­гу) – вы­дер­жан­ную в тра­ди­ци­ях го­ти­че­ско­го ро­ма­на прит­чу о че­ло­ве­че­ской не­на­вис­ти. К. при­над­ле­жат важ­ные для даль­ней­ше­го раз­ви­тия ки­но­язы­ка на­ход­ки в об­лас­ти мон­та­жа, приё­мов соз­да­ния эмо­цио­наль­ной ат­мо­сфе­ры дей­ст­вия, ис­поль­зо­ва­ния му­зы­ки, изо­бра­зит. ор­га­ни­за­ции про­стран­ст­ва и т. п. Сре­ди др. филь­мов: «Страх и же­ла­ние» (1953), «По­це­луй убий­цы» (1955), «Убий­ст­во» (др. назв. «По­след­няя об­ла­ва», 1956), «Цель­но­ме­тал­ли­че­ская обо­лоч­ка» (по ро­ма­ну «Лю­ди, жив­шие не­дол­го» Г. Хас­фор­да, 1987). По­сле дли­тель­но­го пе­ре­ры­ва К. снял свой по­след­ний фильм – вы­звав­ший ожив­лён­ную по­ле­ми­ку пси­хо­эро­тич. трил­лер «С ши­ро­ко за­кры­ты­ми гла­за­ми» (1999, по по­вес­ти «Рап­со­дия. Ро­ман-сно­ви­де­ние» А. Шниц­ле­ра). К. – ав­тор или со­ав­тор сце­на­ри­ев и про­дю­сер боль­шин­ст­ва сво­их филь­мов. Ему по­свя­щён до­ку­мен­таль­ный ф. «Стэн­ли Куб­рик: Жизнь в ки­но» (2001). Пр. Мкф в Ве­не­ции «За вклад в ки­но­ис­кус­ст­во» (1997).

Лит.: De Vries D. The films of S. Kubrick. Grand Rapids, 1973; Geduld C. Filmguide to 2001: a space odyssey. [L.], 1973; Lobrutto V. S. Kubrick: a biography. N. Y., 1999; Kolker R. Ph. A cinema of loneliness. 3rd ed. N. Y.; Oxf., 2000; Chion M. Kubrick’s cinema odyssey. L., 2001; The philosophy of S. Kubrick / Ed. J. J. Abrams. Lexington, 2007; S. Kubrick: essays on his films and legacy. Jefferson, 2008; Rice J. Kubrick’s hope: discovering optimism from 2001 to Eyes wide shut. Lanham, 2008.

Вернуться к началу