Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРА́НКО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 578

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
Фото М. М. Логвинова Дж. Кранко. Сцена из балета «Укрощение строптивой» К. Х. Штольце на темы Д. Скарлатти. Большой театр. Москва.

КРА́НКО (Cranko) Джон (15.8.1927, Рюс­тен­бург, ЮАР – 26.6.1973, умер в са­мо­лё­те, воз­вра­ща­ясь из га­ст­роль­ной по­езд­ки; по­хо­ро­нен в Штут­гар­те), англ. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф. Учил­ся тан­цу с 1942 в ба­лет­ной шко­ле Ун-та Кейп­тау­на, в 1946 при труп­пе «Сэд­лерс-Уэллс бал­ле» в Лон­до­не. На­чал тан­це­вать и осу­ще­ст­вил пер­вые по­ста­нов­ки в Кейп­тау­не в труп­пе ун-та и Ба­лет­ном клу­бе («Ис­то­рия сол­да­та» И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1942, и др.). С 1947 тан­цов­щик, с 1950 ба­лет­мей­стер «Сэд­лерс-Уэллс бал­ле» (с 1957 Ко­ро­лев­ский ба­лет). Сре­ди по­ста­но­вок: «Ана­нас­ная Полл» на муз. А. Сал­ли­ве­на и «Ар­ле­кин в ап­ре­ле» Р. Ар­нел­ла (обе 1951), «Да­ма и шут» на муз. Дж. Вер­ди (1954), «Принц па­год» Б. Брит­те­на (1957, пер­вый нац. мно­го­акт­ный ба­лет в ре­пер­туа­ре труп­пы). В 1958 К. по­ста­вил ба­лет «Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Про­кофь­е­ва в те­ат­ре «Ла Ска­ла» (Ми­лан). Как хо­рео­граф со­труд­ни­чал так­же с «Нью-Йорк си­ти бал­ле», Па­риж­ской опе­рой, труп­пой М. Рам­бер и др. В 1961 воз­гла­вил Штут­гарт­ский ба­лет, пре­вра­тив про­винц. труп­пу в од­ну из са­мых зна­чи­тель­ных в Ев­ро­пе. Од­но­вре­мен­но в 1968–71 был гл. ба­лет­мей­сте­ром Ба­вар­ской гос. опе­ры (Мюн­хен). Сре­ди вос­пи­тан­ных К. все­мир­но из­вест­ных тан­цов­щи­ков Штут­гарт­ско­го ба­ле­та – М. Хай­де, Р. Крэ­ган, Б. Кайль, Э. Мад­сен. В труп­пе на­чи­на­ли И. Ки­ли­ан, Дж. Ной­май­ер и др. К. ре­ор­га­ни­зо­вал шко­лу Штут­гарт­ско­го ба­ле­та, ко­то­рая с 1974 но­сит его имя. Ми­ро­вую сла­ву при­нес­ли К. сю­жет­ные ба­ле­ты, по­став­лен­ные им по мо­ти­вам лит. про­из­ве­де­ний А. С. Пуш­ки­на («Оне­гин» на муз. П. И. Чай­ков­ско­го и К. Х. Штоль­це, 1965), У. Шек­спи­ра («Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» Штоль­це на те­мы Д. Скар­лат­ти, 1969) и др. По­ста­вил так­же ба­ле­ты: «Иг­ра в кар­ты» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1965), «Кон­церт для флей­ты и ар­фы» на муз. В. А. Мо­цар­та (1966), «Са­лат» Д. Мийо (1968), «Ту­ма­ны» на муз. К. Де­бюс­си и «По­эма экс­та­за» на муз. А. Н. Скря­би­на (оба 1970), «Сле­ды» на муз. Г. Ма­ле­ра (1973) и др. К. не ув­ле­кал­ся экс­пе­ри­мен­та­ми в об­лас­ти хо­рео­гра­фич. язы­ка, ис­поль­зо­вал пре­им. клас­сич. та­нец, но при этом варь­и­ро­вал и обо­га­щал его лек­си­ку. Ос­но­ву его ба­ле­тов со­став­ля­ли ду­эты, со­че­тавшие виртуозность и эмоцио­наль­ность. От сво­их тан­цов­щи­ков он тре­бо­вал, на­ря­ду с тан­це­валь­ной тех­ни­кой, так­же дра­ма­тич. вы­ра­зи­тель­но­сти, ак­тёр­ской иг­ры. Спек­так­ли К. ис­пол­ня­ют­ся мно­ги­ми, в т. ч. ве­ду­щи­ми, труп­па­ми ми­ра. Его ба­лет «Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» в 1996 был по­став­лен в Боль­шом те­ат­ре.

Лит.: J. Cranko und das Stuttgarter Ballett, 1961–1973. 4. Aufl. Pfullingen, 1978; Spatt L. E., Коеgler H. Stuttgart Ballet. L., 1978; Percival J. Theatre in my blood: a biography of J. Cranko. L., 1983; Woodcock S. C. The Sadler’s Wells Royal Ballet. L., 1991; Де­ген А., Ступ­ни­ков И. Ба­лет. 120 либ­рет­то. СПб., 2008.

Вернуться к началу