Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРОЛЕ́ВСКИЙ БАЛЕ́Т ВЕЛИКОБРИТА́НИИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 347

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
Фото М. М. Логвинова Сцена из балета «Майерлинг» на музыку Ф. Листа. Хореограф К. Макмиллан.

КОРОЛЕ́ВСКИЙ БАЛЕ́Т ВЕЛИКОБРИ­ТА́НИИ, Ко­ро­лев­ский ба­лет (The Royal Ballet), нац. ба­лет­ная труп­па Ве­ли­ко­бри­та­нии. Воз­ник­ла на ос­но­ве Ака­де­мии хо­рео­гра­фич. иск-ва – ба­лет­ной шко­лы, ко­то­рую в 1926 в Лон­до­не от­кры­ла Н. де Ва­луа. Да­той ос­но­ва­ния труп­пы (пер­во­на­чаль­ное назв. – «Вик-Уэллс бал­ле») счи­та­ет­ся 5.5.1931, ко­гда со­сто­ял­ся её пер­вый офиц. спек­такль. В 1942 труп­па по­лу­чи­ла назв. «Сэд­лерс-Уэллс бал­ле» (вы­сту­па­ла в те­ат­ре «Сэд­лерс-Уэллс»). Ве­ду­щей ба­ле­ри­ной до 1935 бы­ла А. Мар­ко­ва, позд­нее – М. Фон­тейн. Ре­пер­ту­ар вклю­чал ба­ле­ты Ва­луа («Карь­е­ра мо­та» Г. Гор­до­на, 1935; «Шах и мат» А. Блис­са, 1937), Ф. Аш­то­на («Ви­де­ния» на муз. Ф. Лис­та, 1936; «Конь­ко­беж­цы» на муз. Дж. Мей­ер­бе­ра, 1937), Р. Хел­пме­на («Гам­лет» на муз. П. И. Чай­ков­ско­го, 1942; «Чу­до в Гор­бал­се» Блис­са, 1944) и др. Быв­ший ре­жис­сёр Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра Н. Г. Сер­ге­ев, ос­но­вы­ва­ясь на пе­терб. ори­ги­на­лах, по­ста­вил «Коп­пе­лию» Л. Де­ли­ба (1932), «Жи­зель» А. Ада­на, «Щел­кун­чи­ка» и «Ле­бе­ди­ное озе­ро» Чай­ков­ско­го (все 1934), «Спя­щую кра­са­ви­цу» Чай­ков­ско­го (1937). Т. о., впер­вые на За­па­де бы­ли це­ли­ком вос­про­из­ве­де­ны спек­так­ли, соз­дан­ные в 19 в. в Рос­сии или со­хра­няв­шие­ся в ре­пер­туа­ре рус. те­ат­ра. На­ча­ло ми­ро­вой сла­ве труп­пы по­ло­жи­ла мно­го­акт­ная вер­сия «Спя­щей кра­са­ви­цы», соз­дан­ная в 1946 на ос­но­ве ба­ле­та М. И. Пе­ти­па Сер­гее­вым, Аш­то­ном и Ва­луа. С 1946 труп­па вы­сту­па­ет в зда­нии лон­дон­ско­го те­ат­ра «Ко­вент-Гар­ден», с 1957 но­сит назв. «Ко­ро­лев­ский ба­лет».

В 1950-х гг. на­ря­ду с ба­ле­та­ми Н. де Ва­луа и Ф. Аш­то­на в афи­ше поя­ви­лись по­ста­нов­ки Дж. Кран­ко и К. Мак­мил­ла­на. К это­му вре­ме­ни оп­ре­де­ли­лись чер­ты, от­ли­чав­шие стиль К. б. В. от боль­шин­ст­ва зап. трупп. В ре­пер­туа­ре пре­об­ла­да­ют мно­го­акт­ные сю­жет­ные клас­сич. и совр. ба­ле­ты. Осо­бен­но­сти англ. ис­пол­ни­тель­ско­го сти­ля – вни­ма­ние к ак­тёр­ской иг­ре, ли­ризм и сдер­жан­ность, при ко­то­рой вир­ту­оз­ность не слиш­ком ак­цен­ти­ру­ет­ся. Но­вый этап свя­зан с по­яв­ле­ни­ем в труп­пе в 1962 Р. Х. Ну­реева, став­ше­го по­сто­ян­ным парт­нё­ром М. Фон­тейн.

В 1963–70 труп­пой ру­ко­во­дил Ф. Аш­тон, в 1970–77 – К. Мак­мил­лан, в 1977–1986 – Н. Мор­рис, в 1986–2001 – А. До­у­элл, с 2002 – М. Мей­сон. На ру­бе­же 20–21 вв. ре­пер­ту­ар по­пол­ни­ли по­ста­нов­ки Дж. Ба­лан­чи­на, У. Фор­сай­та, Т. Тарп, Н. Р. Ма­ка­ро­вой, М. Н. Ба­рыш­ни­ко­ва, мо­ло­дых англ. хо­рео­гра­фов Д. Бинт­ли, К. Уил­до­на, У. Та­кет­та, М. Хар­та и др. Сре­ди ар­ти­стов труп­пы в раз­ное вре­мя: Л. Сей­мур, А. Сиб­ли, Дж. Пен­ни, У. Иг­линг, Д. Уолл, Д. Бас­сел, И. Д. Му­ха­ме­дов, А. Фер­ри, Й. Коб­борг.

Труп­па К. б. В. в раз­ные го­ды соз­да­ва­ла фи­лиа­лы: «Сэд­лерс-Уэллс ти­этр бал­ле» (1940-е гг.), «Хо­рео­гра­фи­че­ская груп­па Сэд­лерс-Уэллс» (1953–55), «Гас­т­ро­ли­рую­щая труп­па Ко­ро­лев­ско­го ба­ле­та» (1957–70), «Ба­лет для всех» (1964–76), «Но­вая груп­па Ко­ро­лев­ско­го ба­ле­та» (1970–76), «Ко­ро­лев­ский ба­лет Сэд­лерс-Уэллс» (1976–90, с 1990 Бир­мин­гем­ский ко­ро­лев­ский ба­лет).

Лит.: Ро­слав­ле­ва Н. П. Анг­лий­ский ба­лет. М., 1959; The ballet in Britain / Ed. P. Brin­son. L., 1962; Clarke M. The Sadler’s Wells Ballet. N. Y., 1977; Valois N. de. Come dance with me: a memoir. 1898–1956. N. Y., 1980; Bland A. The Royal Ballet: the first fifty years. L., 1981; Walker K. S., Woodcock S. C. The Royal Ballet: a picture history. 2nd ed. L., 1986; Walker K. S. N. de Valois: idealist without il­lusions. L., 1987; Vaughan D. F. Ashton and his ballets. 2nd ed. L., 1999.

Вернуться к началу