Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРАЛЛИ́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 230

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОРАЛЛИ́ (Coralli) (наст. фам. Пе­ра­чи­ни, Peracini) Жан (15.1.1779, Па­риж – 1.5.1854, там же), франц. ар­тист ба­ле­та и хо­рео­граф. Учил­ся в шко­ле при Па­риж­ской опе­ре. В 1802 де­бю­ти­ро­вал в этом те­ат­ре в ба­ле­те «Тай­ны Иси­ды» Л. В. Лах­ни­та. Свой пер­вый ба­лет «Па­уль и Ро­зет­та, или Ви­но­гра­да­ри» М. Ум­лау­фа (1806) по­ста­вил в Вен­ской при­двор­ной опе­ре. Ра­бо­тал в те­ат­ре «Ла Ска­ла» как тан­цов­щик (1809–12, 1814–15, 1820) и как ба­лет­мей­стер («Про­слав­ле­ние Ги­ме­нея», 1815; «Страсть к тан­цам» и «Брак Зе­фи­ра и Фло­ры», оба 1816; «Бе­ли­за» Грос­со­ни, 1825, и др.), а так­же в те­ат­рах Ми­ла­на, Лис­са­бо­на, Мар­се­ля. В 1825–1828 ба­лет­мей­стер па­риж­ско­го те­ат­ра «Порт-Сен-Мар­тен» (по­ста­нов­ки: «Лиз­бель, или Но­вая Кло­ди­на», 1825; «Гул­ли­вер», 1826; «Гу­са­ры и ба­рыш­ни» и «Ле­о­ка­дия, или Пять лет спус­тя», обе 1828). С 1831 ба­лет­мей­стер Па­риж­ской опе­ры, где осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ки ба­ле­тов, поль­зо­вав­шие­ся боль­шим ус­пе­хом: «Бу­ря, или Ост­ров ду­хов» Ж. Шнейц­хоф­фе­ра (1834), «Хро­мой бес» (1836) и «Та­ран­тул» (1839) К. Жи­да, «Пе­ри» Ф. Бур­гмюл­ле­ра (1843), «Эф­ха­ри­са» Э. Дель­де­ве­за (1844); так­же по­ста­вил ба­лет-опе­ру «По­пыт­ка» Ж. Га­ле­ви и Жи­да (1832), тан­цы в опе­рах Л. Ке­ру­би­ни («Али-Ба­ба, или Со­рок раз­бой­ни­ков», 1833), Л. Ни­дер­мей­е­ра («Стра­дел­ла», 1837) и др. Один из круп­ней­ших мас­теров ро­ман­тич. на­прав­ле­ния в ев­роп. хо­рео­гра­фии, в 1841 К. совм. с Ж. Пер­ро по­ста­вил «Жи­зель» А. Ада­на. Это­му спек­так­лю, во­шед­ше­му в со­кро­вищ­ни­цу ми­ро­во­го ба­лет­но­го те­ат­ра, при­су­щи пол­ное взаи­мо­про­ник­но­ве­ние му­зы­ки и тан­ца, об­раз­ность и экс­прес­сия пла­стич. язы­ка, рас­кры­ваю­щие по­ве­ст­во­ват.-изо­бра­зит. воз­мож­но­сти пан­то­ми­мы.

Лит.: Ле­вин­сон А. Мас­те­ра ба­ле­та. СПб., 1914; Сло­ним­ский Ю. «Жи­зель». Этю­ды. Л., 1969; Кра­сов­ская В. M. За­пад­но­ев­ро­пей­ский ба­лет­ный те­атр. Ро­ман­тизм. 2-е изд. СПб., 2008; Guest I. The romantic ballet in Pa­ris. Alton, 2008.

Вернуться к началу