Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ОНЕН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 190

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. Г. Коонен в роли Федры («Федра» Ж. Расина).

КО́ОНЕН Али­са Ге­ор­ги­ев­на [5(17).10.1889, Мо­ск­ва – 20.8.1974, там же], рос. ак­три­са, нар. арт. РСФСР (1935). Же­на А. Я. Таи­ро­ва. Окон­чи­ла шко­лу МХТ (уче­ни­ца К. С. Ста­ни­слав­ско­го), иг­ра­ла в этом те­ат­ре в 1906–13 (Ми­тиль – «Си­няя пти­ца» М. Ме­тер­лин­ка, Ве­роч­ка – «Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва, Ма­ша – «Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го, Анит­ра – «Пер Гюнт» Г. Иб­се­на). Па­рал­лель­но вы­сту­па­ла в ка­ба­ре «Ле­ту­чая мышь», в мас­тер­ской Б. К. Про­ни­на, в лет­нем те­ат­ре в Ма­ла­хов­ке, Сво­бод­ном те­ат­ре К. А. Мард­жа­но­ва (Мард­жа­ни­шви­ли) (По­линь­ка – «До­ход­ное ме­сто» А. Н. Ост­ров­ско­го, Ме­лис­сан­да – «Прин­цес­са Грё­за» Э. Рос­та­на, Пье­рет­та – пан­то­ми­ма «По­кры­ва­ло Пье­рет­ты» по А. Шниц­ле­ру на муз. Э. фон До­на­ньи, Май Фа­лой – «Жёл­тая коф­та» Дж. Хазл­то­на и Г. Бен­ри­мо). С 1914 ве­ду­щая ак­три­са Ка­мер­но­го те­ат­ра. Таи­ров счи­тал, что его за­мы­сел соз­дать те­атр боль­ших эмо­ций, по­ляр­ных сце­нич. жан­ров и мно­го­гран­ной син­те­тич. фор­мы не мог бы осу­ще­ст­вить­ся без уча­стия К. В спек­так­лях «Са­кун­та­ла» Ка­ли­да­сы (Са­кун­та­ла), «Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше (Сю­зан­на), «Са­ло­мея» О. Уай­ль­да (Са­ло­мея), «Ад­ри­ен­на Ле­кув­рёр» Э. Скри­ба и Э. Ле­гу­ве (Ад­ри­ен­на Ле­кув­рёр), «Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра (Джуль­ет­та), «Свя­тая Ио­ан­на» Б. Шоу (Ио­ан­на), «Фед­ра» Ж. Ра­си­на (Фед­ра) во всей пол­но­те рас­крыл­ся син­те­тич. та­лант К. – вир­ту­оз­ное мас­тер­ст­во дви­же­ния, чув­ст­во рит­ма, бо­гат­ст­во ин­то­на­ци­он­ных кра­сок, глу­би­на пе­ре­жи­ва­ний. Наи­бо­лее яр­ки­ми ра­бо­та­ми в ко­ме­дии ста­ли ро­ли Жи­роф­ле и Жи­роф­ля («Жи­роф­ле-Жи­роф­ля» Ш. Ле­ко­ка). Га­ст­ро­ли Ка­мер­но­го те­ат­ра в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке (1923, 1925, 1930) при­нес­ли ак­три­се все­мир­ную из­вест­ность. Сре­ди ро­лей: Эб­би («Лю­бовь под вя­за­ми» Ю. О’Нила), Эл­лен Джонс («Ма­ши­наль» С. Тре­ду­элл), Ко­мис­сар («Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» В. В. Виш­нев­ско­го), Кле­о­пат­ра («Еги­пет­ские но­чи» по Шоу – А. С. Пуш­ки­ну – Шек­спи­ру). В 1940 К. на­пи­са­ла пье­су по ро­ма­ну Г. Фло­бе­ра «Ма­дам Бо­ва­ри» и сыг­ра­ла роль Эм­мы в став­шем ле­ген­дой спек­так­ле Таи­ро­ва. В бо­лее позд­них ра­бо­тах (Ни­на За­реч­ная – «Чай­ка» А. П. Че­хо­ва, Кру­чи­ни­на – «Без ви­ны ви­но­ва­тые» Ост­ров­ско­го) она про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ла уме­ние соз­дать глу­бо­кий тра­гич. об­раз при по­мо­щи ску­пых сце­нич. средств, от­ка­зав­шись от изо­щрён­ной пла­сти­ки и слож­ных рит­мич. по­строе­ний. По­сле за­кры­тия Ка­мер­но­го те­ат­ра в 1949 К. вы­сту­па­ла с кон­цер­та­ми, где на­ря­ду с мо­но­ло­га­ми из зна­ме­ни­тых спек­так­лей чи­та­ла сти­хи А. А. Бло­ка, Пуш­ки­на, «Сти­хо­тво­ре­ния в про­зе» Тур­ге­не­ва, ис­пол­ня­ла в кон­церт­ном ва­ри­ан­те но­вые ро­ли – Ма­ну­эла Сан­чес («Ма­ну­эла Сан­чес» С. Ар­ко­на­ды), Ме­дея («Ме­дея» Ев­ри­пи­да), Озе («Пер Гюнт» Иб­се­на). За­пи­са­ла цикл пе­ре­дач на ра­дио. В 1958 в Лит. те­ат­ре ВТО сыг­ра­ла фру Аль­винг в «При­ви­де­ни­ях» Иб­се­на. В 1910-х гг. сни­ма­лась в ки­но («Де­вуш­ка из под­ва­ла» и др.).

Соч.: Стра­ни­цы жиз­ни. 2-е изд. М., 1985.

Лит.: Гросс­ман Л. А. Ко­онен. М.; Л., 1930; Дер­жа­вин К. Н. Кни­га о ка­мер­ном те­ат­ре. 1914–1934. Л., 1934; Мар­ков П. А. Ко­онен // Те­ат­раль­ные порт­ре­ты. М.; Л., 1939; Го­ло­ва­шен­ко Ю. А. Ре­жис­сер­ское ис­кус­ст­во Таи­ро­ва. М., 1970; Таи­ров А. Я. За­пис­ки ре­жис­се­ра. Ста­тьи. Бе­се­ды. Ре­чи. Пись­ма. М., 1970; Egidio A. A. Tairov e il Kamernyj teatr di Mosca, 1907–1922. Roma, 2005.

Вернуться к началу