Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КНИ́ППЕР-ЧЕ́ХОВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 338

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




О. Л. Книппер-Чехова в роли Маши («Три сестры» А. П. Чехова).

КНИ́ППЕР-ЧЕ́ХОВА Оль­га Ле­о­нар­дов­на [9(21).9.1868, Гла­зов – 22.3.1959, Мо­ск­ва], рос. ак­три­са, нар. арт. СССР (1937). Же­на А. П. Че­хо­ва. Тётя Л. К. Книп­пе­ра. Из се­мьи ин­же­не­ра-тех­но­ло­га. В 1898 окон­чи­ла дра­ма­тич. от­де­ле­ние Муз.-дра­ма­тич. учи­ли­ща Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва (класс Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко) и в том же го­ду бы­ла при­ня­та в труп­пу толь­ко что соз­дан­но­го МХТ. Де­бю­ти­ро­ва­ла в пер­вом спек­так­ле те­ат­ра – «Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го (1898; ца­ри­ца Ири­на). Бы­ла парт­нёр­шей К. С. Ста­ни­слав­ско­го в 5 че­хов­ских спек­так­лях ран­не­го МХТ, где сыг­ра­ла ро­ли Ар­ка­ди­ной («Чай­ка»), Еле­ны Ан­д­ре­ев­ны («Дя­дя Ва­ня»), Ма­ши («Три се­ст­ры»), Ра­нев­ской («Виш­нё­вый сад»), Сар­ры («Ива­нов»), на дол­гие го­ды дав об­ра­зец во­пло­ще­ния «че­хов­ской жен­щи­ны» на сце­не. В этих ро­лях рас­кры­лись ха­рак­тер­ные чер­ты да­ро­ва­ния ак­три­сы – оча­ро­ва­ние жен­ст­вен­но­сти, бла­го­род­ст­во сце­нич. ма­не­ры, пси­хо­ло­гич. тон­кость и стро­гость в об­ри­сов­ке пер­со­на­жа, уме­ние ску­пы­ми сред­ст­ва­ми пе­ре­дать ис­тин­ную глу­би­ну стра­сти. Большой успех К.-Ч. при­нёс об­раз Еле­ны Крив­цо­вой («Ме­ща­не» М. Горь­ко­го), от­ме­чен­ный в её ис­пол­не­нии оп­ти­миз­мом, стрем­ле­ни­ем к ин­тен­сив­ным, пол­но­звуч­ным чув­ст­вам. Творч. уда­чей ак­три­сы бы­ла так­же роль На­сти в пье­се Горь­ко­го «На дне». Ду­хом бун­тар­ст­ва про­ник­ну­ты об­ра­зы Ан­ны Мар («Оди­но­кие» Г. Га­уптма­на), Майи, Ло­ны Гес­сель («Ко­гда мы, мёрт­вые, про­бу­ж­да­ем­ся», «Стол­пы об­ще­ст­ва» Г. Иб­се­на). Бле­стя­щее чув­ство сти­ля и ко­ме­дий­ный тем­пе­ра­мент про­яви­лись в ро­лях клас­сич. ре­пер­туа­ра – Гра­фи­ня-внуч­ка («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Ан­на Ан­д­ре­ев­на («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля), Бе­ли­на («Мни­мый боль­ной» Моль­е­ра); с осо­бым изя­ще­ст­вом ис­пол­ни­ла ак­три­са роль На­та­льи Пет­ров­ны («Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва). В 1919–22 К.-Ч. бы­ла в со­ста­ве «ка­ча­лов­ской груп­пы», га­ст­ро­ли­ро­вав­шей по Югу Рос­сии, за­тем в Бол­га­рии, Юго­сла­вии, Ав­ст­рии, Че­хии, Гер­ма­нии, Да­нии и Шве­ции. В 1922–24 при­ни­ма­ла уча­стие в га­ст­ро­лях МХАТа по Ев­ро­пе и США, кро­ме сво­их по­сто­ян­ных ро­лей, иг­ра­ла Ва­си­ли­су («На дне» Горь­ко­го), Ту­ру­си­ну («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го), Да­рью Ива­нов­ну («Про­вин­ци­ал­ка» Тур­ге­не­ва). Соз­да­ла ряд са­ти­рич. об­ра­зов. Иг­рая Ма­рию Алек­сан­д­ров­ну («Дя­дюш­кин сон» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), К.-Ч. точ­но пе­ре­да­ва­ла про­вин­ци­аль­ное ве­ли­ко­ле­пие «пер­вой да­мы» за­хо­лу­ст­но­го го­род­ка. Об­раз По­ли­ны Бар­ди­ной в пье­се «Вра­ги» Горь­ко­го был про­ни­зан ве­сё­лой и ост­рой иро­ни­ей. Сре­ди др. ро­лей: Вио­ла, ко­ро­ле­ва Гер­тру­да («Две­на­дца­тая ночь», «Гам­лет» У. Шек­спи­ра), Лель («Сне­гуроч­ка» А. Н. Ост­ров­ско­го), Те­ре­зи­та, Фру Ги­ле («Дра­ма жиз­ни», «У жиз­ни в ла­пах» К. Гам­су­на), Ре­бек­ка, Ре­ги­на («Рос­мерс­хольм», «При­ви­де­ния» Иб­се­на), Ночь («Си­няя пти­ца» М. Ме­тер­лин­ка), Ли­ба­но­ва («Где тон­ко, там и рвёт­ся» Тур­ге­не­ва), Вар­вара Ва­силь­ев­на («Осен­ние скрип­ки» И. Д. Сур­гу­чё­ва), За­бе­ли­на («Крем­лёв­ские ку­ран­ты» Н. Ф. По­го­ди­на), На­де­ж­да Львов­на («Бро­не­по­езд 14-69» Вс. В. Ива­но­ва). По­след­ний раз вы­шла на сце­ну 15.3.1950 в ро­ли гра­фи­ни Чар­ской («Вос­кре­се­ние» по Л. Н. Тол­сто­му), ко­то­рую с бле­ском и гра­ци­ей ис­пол­ня­ла на про­тя­же­нии 20 лет. Сня­лась в филь­мах «Плен­ни­ки мо­ря», «Мас­те­ра сце­ны». Гос. пр. СССР (1943). На­гра­ж­де­на 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Соч.: Вос­по­ми­на­ния и ста­тьи. Пе­ре­пис­ка с А. П. Че­хо­вым. М., 1972. Ч. 1–2.

Лит.: Щеп­ки­на-Ку­пер­ник Т. Л. О. Л. Книп­пер-Че­хо­ва в ро­лях пьес А. П. Че­хо­ва // Еже­год­ник Мо­с­ков­ско­го Ху­до­же­ст­вен­но­го те­ат­ра. 1945. М.; Л., 1948. Т. 1; Гиа­цин­то­ва С. В. О. Л. Книп­пер-Че­хо­ва. Из ран­них вос­по­ми­на­ний // Там же; Ту­ров­ская М. О. Л. Книп­пер-Че­хо­ва. М., 1959; Книп­пер В. В. По­ра гал­лю­ци­на­ций. М., 1995; Пе­ре­пис­ка А. П. Че­хо­ва. М., 1996. Т. 1–3.

Вернуться к началу