Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛОУНА́ДА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 311

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. Е. Славский

КЛОУНА́ДА, цир­ко­вой жанр. Со­сто­ит из ко­мич. сце­нок, ис­пол­няе­мых кло­уна­ми, вно­ся­щи­ми в них приё­мы экс­цен­три­ки и буф­фо­на­ды. К. за­ро­ди­лась в 1700-е гг. в лон­дон­ских те­ат­рах «Дру­ри-Лейн», «Ко­вент-Гар­ден», «Сэд­лерс-Уэллс», по­лу­чи­ла яр­кое во­пло­ще­ние в твор­че­ст­ве Дж. Гри­маль­ди и др. В цир­ке Ф. Ас­т­лея вы­сту­пал ко­мик Б. Са­ун­дерс, иг­рав­ший роль на­езд­ни­ка-не­удач­ни­ка. Во Фран­ции на ста­нов­ле­ние К. зна­чит. влия­ние ока­зал Ж. Г. Де­бю­ро. В 1830–40-х гг. проф. мас­тер­ст­во кло­унов дос­тиг­ло та­ко­го уров­ня, что по­зво­ли­ло им за­нять са­мо­сто­ят. ме­сто в цир­ко­вой про­грам­ме: Ж. Б. Ори­оль (Фран­ция), Т. Кемп (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Фор­ту­нел­ли (Ита­лия), Кват­лиц (Гер­ма­ния), Луи Ви­оль, Ва­ле­ри­ан Яков­лев, Н. Я. Фи­лип­пов и др. (Рос­сия). Этап­ным со­бы­ти­ем ста­ло ро­ж­де­ние в 1870-х гг. кло­ун­ской мас­ки Ав­гу­ста (Ры­же­го), а позд­нее и кло­ун­ских ду­этов Ав­гу­ста и Бе­ло­го кло­уна. Не­да­лё­кий, по-дет­ски на­ив­ный и од­но­вре­мен­но плу­то­ва­тый Ав­густ дос­ти­гал ко­мич. вы­ра­зи­тель­но­сти в об­ще­нии со сво­им все­гда эле­гант­ным и вы­со­ко­мер­ным парт­нё­ром – Бе­лым. В хо­де раз­ви­тия иск-во К. диф­фе­рен­ци­ро­ва­лось на разл. ам­п­луа: кло­уны-буфф, ко­вёр­ные, кло­уны-дрес­си­ров­щи­ки, муз. кло­уны, кло­уны-ми­мы, кло­уны-пры­гу­ны и др.

На арене – клоун А. П. Марчевский.

Ста­нов­ле­ние рус. К. свя­за­но с тра­ди­ци­ей празд­нич­но-об­ря­до­вых нар. гу­ля­ний и с ку­коль­ным те­ат­ром, в ча­ст­но­сти с Пет­руш­кой. Важ­ную роль сыг­рал так­же опыт ско­мо­ро­хов и по­теш­ни­ков-ба­ла­гу­ров, ра­зыг­ры­вав­ших не­боль­шие са­ти­рич. пье­ски («Ер­мак», «Царь Ирод» и т. п.). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ба­ла­га­нах сер. 19 в. по­лу­чи­ли ар­ле­ки­на­ды, со­дер­жа­ние ко­то­рых пе­ре­краи­ва­лось на рус. лад.

В 1873 бр. Ни­ки­ти­ны от­кры­ли пер­вый рус. цирк, в ко­то­ром сред­ний из брать­ев – Аким – вы­сту­пал как кло­ун в мас­ке Ива­на-ду­ра­ка. По­сте­пен­но в Рос­сии ут­вер­ди­лись два кло­ун­ских ам­п­луа – Ры­жий и Бе­лый. Но­вый этап раз­ви­тия жан­ра свя­зан с их объ­е­ди­не­ни­ем в кло­ун­ский ду­эт. К. в Рос­сии раз­ви­ва­лась в осн. не в сфе­ре чис­той раз­вле­ка­тель­но­сти, а в рус­ле са­ти­рич. тра­ди­ций ско­мо­ро­хов и шу­тов. Наи­боль­шее вы­ра­же­ние кри­тич. на­прав­лен­ность по­лу­чи­ла в твор­че­ст­ве А. Л. Ду­ро­ва (см. Ду­ро­вы), С. С. Аль­пе­ро­ва (см. Аль­пе­ро­вы), ду­эта Бим-Бом.

Жанр К. на­ко­пил мно­же­ст­во спе­ци­фич. приё­мов и средств вы­ра­зи­тель­но­сти, при­бе­гая к ут­ри­ро­ва­нию, ги­пер­бо­ли­за­ции, пре­об­ра­же­нию: кло­ун мо­жет транс­фор­ми­ро­вать­ся в жен­щи­ну, груд­но­го ре­бён­ка, ба­ле­ри­ну, ко­ро­ля и т. д. Сре­ди ти­пич­ных ко­мич. приё­мов: ис­поль­зо­ва­ние средств, не­при­год­ных для дос­ти­же­ния це­ли (Ры­жий кор­мит мла­ден­ца мо­ло­ком из де­ся­ти­лит­ро­вой бу­тыл­ки); упот­реб­ле­ние ве­щей не по на­зна­че­нию (Б. П. Вят­кин вы­во­дил на аре­ну ма­лень­кую со­бач­ку на по­вод­ке из ко­ра­бель­но­го ка­на­та), зри­мое ожив­ле­ние ме­та­фор (тя­жё­лый шкаф сплю­щи­вал Ка­ран­да­ша в ле­пёш­ку), не­со­от­вет­ст­вие фор­мы и со­дер­жа­ния, сло­ва и жес­та, воз­дей­ст­вия и ре­ак­ции, со­вер­ше­ние не­ле­пых по­ступ­ков с серь­ёз­ным ви­дом и т. п. В ху­дож. сис­те­ме К. ис­поль­зу­ют­ся те­лес­ная пла­сти­ка, смех, плач, осо­бые ин­ди­ви­ду­аль­ные сло­веч­ки-вос­кли­ца­ния и разл. ро­да «кун­ст­штю­ки», про­хо­дя­щие лейт­мо­ти­вом че­рез всё вы­сту­п­ле­ние Ры­же­го. Осо­бое ме­сто от­во­дит­ся трю­ко­во­му ре­к­ви­зи­ту (ша­гаю­щий по ма­не­жу стол, убе­гаю­щие за ку­ли­сы га­ло­ши и т. д.). В том же ря­ду – «за­ряд­ки», т. е. спец. при­спо­соб­ле­ния, дей­ст­вую­щие не­ожи­дан­но для зри­те­лей, напр. хо­ду­ли осо­бой кон­ст­рук­ции, скры­тые в оде­ж­де кло­уна и по­зво­ляю­щие ему вы­рас­ти на метр-пол­то­ра.

На ру­бе­же 1910–20-х гг. тек­сты для К. ста­ли соз­да­вать из­вест­ные ли­те­ра­то­ры: Н. Р. Эрд­ман, В. И. Ле­бе­дев-Ку­мач, Ар­го (А. М. Голь­ден­берг), Н. А. Аду­ев и др. Кло­уны по­сте­пен­но от­ка­зы­ва­лись от гро­те­ско­во­го гри­ма, ры­жих па­ри­ков и пр. Не­ко­то­рые из них в по­ис­ках но­вых форм об­ра­ти­лись к мас­кам по­пу­ляр­ных ки­но­ко­ми­ков – Ч. Ча­п­ли­на, Г. Ллой­да, Па­та и Па­та­шо­на. В нач. 1930-х гг. на ма­не­же поя­вил­ся кло­ун под лёг­ким гри­мом, в поч­ти по­все­днев­ном кос­тю­ме или в сти­ли­зо­ван­ном ра­бо­чем ком­би­не­зо­не. Пре­об­ла­да­ли аги­та­ци­он­ная те­ма­ти­ка и са­ти­рич. сю­же­ты в фор­ме ре­приз, скет­чей, фель­е­то­нов. Осо­бое раз­ви­тие са­ти­ра по­лу­чи­ла в го­ды Вел. Отеч. вой­ны: ре­при­зы вы­страи­ва­лись в сти­ли­сти­ке по­ли­тич. пла­ка­та.

В 1950-х гг. мно­гие ко­вёр­ные (вы­сту­паю­щие в пау­зах ме­ж­ду отд. но­ме­ра­ми) кло­уны (К. А. Бер­ман, Б. П. Вят­кин и др.) вы­дви­ну­лись на пер­вый план, их вы­сту­п­ле­ния ста­ли стерж­нем цир­ко­вой про­грам­мы. В соз­дан­ную Ка­ран­да­шом кло­ун­скую груп­пу вхо­ди­ли Ю. В. Ни­ку­лин, М. И. Шуй­дин, Б. М. Ро­ма­нов и др. В эти го­ды с кло­уна­ми ак­тив­но ра­бо­та­ли ре­жис­сё­ры А. Г. Ар­нольд, Г. С. Ве­не­циа­нов, А. А. Фе­до­ро­вич, М. С. Мес­теч­кин, А. Б. Аро­нов. В 1950–80-х гг. жанр те­ма­тич. спек­так­ля раз­ра­ба­ты­ва­ли О. К. По­пов, Л. Г. Ен­ги­ба­ров, А. Н. Ни­ко­ла­ев, А. П. Мар­чев­ский, Ю. Д. Кук­ла­чёв и др. Яр­ко зая­ви­ли о се­бе кло­унес­сы в ам­п­луа Ры­же­го: Е. В. Ам­врось­е­ва, Е. М. Мо­жае­ва, Г. Г. Бо­го­мо­ло­ва, И. П. Ас­мус (Ири­ска). В 1990–2000-х гг. на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция воз­вра­та к тра­диц. фи­гу­ре кло­уна-буфф, к при­чуд­ли­вым гри­му и кос­тю­му: трио Шел­ков­ни­ко­вы, «Груп­па „А“», Дол­ли и До­ми­но, Мик и Мак. Вер­ны­ми реа­ли­стич. К. ос­та­лись Ю. Ю. Те­рёш­кин, В. Х. Му­син, С. А. Мар­гу­лян и др. Сре­ди яр­ких пред­ста­ви­те­лей жан­ра: кло­ун­ские ду­эты С. Ю. Про­свир­нин и В. Ф. Ста­ри­ков, В. В. Три­фо­нов и С. Е. Князь­ков (Вас и Стас), С. А. Кол­га­нов и О. Ю. Бе­ло­гор­лов (Мо­ск­ва), кло­ун и дрес­си­ров­щик В. В. Де­ряб­кин (С.-Пе­тер­бург). С 2000 в Мо­ск­ве про­во­дит­ся фе­сти­валь «Пла­не­та клоу­на­ды».

Лит.: Ра­дун­ский И. С. За­пис­ки ста­ро­го кло­уна. М., 1954; Ар­дов В. Е. Раз­го­вор­ные жан­ры эс­т­ра­ды и цир­ка. М., 1968; Куз­не­цов Е. М. Цирк. 2-е изд. М., 1971; Ураль­ский С. М. Ро­ж­де­ние кло­уна. М., 1977; Ру­мян­цев М.Н. (Ка­ран­даш). Над чем сме­ет­ся кло­ун. М., 1987; Ру­мян­це­ва Н. М. Кло­ун и вре­мя. М., 1989; Га­не­шин К. Кло­ун­ские груп­пы // Мир цир­ка. М., 1995; Ма­ка­ров С. М. Кло­уна­да ми­ро­во­го цир­ка: ис­то­рия и ре­пер­ту­ар. М., 2001; Дмит­ри­ев Ю. А. Цирк в Рос­сии: от ис­то­ков до 2000 г. М., 2004; Ни­ку­лин Ю. Поч­ти серь­ез­но… М., 2007.

Вернуться к началу