Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́О

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 723

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. С. Рудина
Э. Т. Кио. Фрагмент аттракциона.

КИ́О, се­мья цир­ко­вых ар­ти­стов. Эмиль Тео­до­ро­вич (наст. фам. Гирш­фельд-Ре­нард) [30.3(11.4).1894, Мо­ск­ва – 19.12.1965, Ки­ев; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве], рос. ар­тист цир­ка, нар. арт. РСФСР (1958). Ро­дил­ся в се­мье ком­ми­воя­жё­ра. В 1917 по­сту­пил ак­тё­ром в моск. те­атр ми­ниа­тюр «Оде­он», за­тем пе­ре­шёл в цирк А. Чи­ни­зел­ли, где ра­бо­тал уни­фор­ми­стом, бе­рей­то­ром, ад­ми­ни­ст­ра­то­ром. В нач. 1920-х гг. в Гер­ма­нии при­об­рёл ил­лю­зи­он­ную ап­па­ра­ту­ру и стал вы­сту­пать в те­ат­ре «Оде­он» как фо­кус­ник. В 1932 од­ним из пер­вых сре­ди ил­лю­зио­ни­стов на­чал ра­бо­тать на аре­не цир­ка (ра­нее из-за кру­го­во­го зри­тель­ско­го об­зо­ра ма­неж счи­тал­ся не­при­год­ным для по­ка­за фо­ку­сов). От­ка­зав­шись от эк­зо­тич. кос­тю­ма, вы­сту­пал во фра­ке; по­пу­ляр­но­му ил­лю­зи­он­но­му трю­ку «Де­вуш­ка в воз­ду­хе» при­дал ко­ме­дий­ную ок­ра­ску (вме­сто спя­щей де­вуш­ки, яко­бы по­ви­сав­шей в воз­ду­хе без вся­кой опо­ры, в но­мер был вве­дён кло­ун). По­сле 1947 пе­ре­шёл к мас­штаб­ным ил­лю­зи­он­ным пред­став­ле­ни­ям. Ав­тор и кон­ст­рук­тор уни­каль­ной цир­ко­вой ап­па­ра­ту­ры. В со­дру­же­ст­ве с А. Г. Ар­ноль­дом соз­да­вал про­грам­мы, в ко­то­рых де­мон­ст­ри­ро­ва­лись не толь­ко вы­даю­щие­ся трю­ки, но и дра­ма­тур­ги­че­ски вы­стро­ен­ные но­ме­ра и пан­то­ми­мы, ре­шён­ные ил­лю­зи­он­ны­ми сред­ст­ва­ми. Ре­кон­ст­руи­ро­вал ста­рые клас­си­че­ские и соз­дал ряд прин­ципи­аль­но но­вых трю­ков, обо­га­тив­ших ил­лю­зи­он­ный жанр («Ин­дий­ский ка­нат», «Де­вуш­ка и лев» и др.). В 1960 в Ве­ли­ко­бри­та­нии был при­знан луч­шим фо­кус­ни­ком ми­ра, в 1961 по­лу­чил Зо­ло­тую ме­даль Ме­ж­ду­нар. ар­ти­стич. ло­жи.

Его сы­но­вья – Эмиль Эмиль­е­вич (р. 12.7.1938, Орд­жо­ни­кид­зе), нар. арт. РСФСР (1990). Окон­чил Ин­же­нер­но-стро­и­тель­ный ин-т им. В. В. Куй­бы­ше­ва в Мо­ск­ве. В цир­ке ра­бо­та­ет с 1961 (вна­ча­ле в ил­лю­зи­он­ном ат­трак­цио­не от­ца, с 1966 вы­сту­па­ет са­мо­стоя­тель­но). Про­дол­жая тра­ди­ции от­ца, со­хра­ня­ет его луч­ший ре­пер­ту­ар и соз­да­ёт но­вые но­ме­ра и трю­ки. С 1992 вы­сту­па­ет в Япо­нии.

Фото Г. Поляка Сцена иллюзионного шоу И. Э. Кио.

Игорь Эмиль­е­вич (13.3.1944, Мо­ск­ва – 30.8.2006, там же), нар. арт. РФ (2003). С 5 лет уча­ст­во­вал в про­грам­ме от­ца, с 1966 вы­сту­пал са­мо­стоя­тель­но. Ав­тор прин­ци­пи­аль­но но­вых про­грамм (муз.-хо­рео­гра­фич. ил­лю­зи­он­ный спек­такль «Раз, два, три», 1976; «Вол­шеб­ник ХХ ве­ка», 1995, и др.). Стре­мил­ся при­дать сво­им по­ста­нов­кам ха­рак­тер це­ло­ст­но­го спек­так­ля. В 1989 ос­но­вал фир­му «Шоу-ил­лю­зи­он Иго­ря Кио». Ра­бо­тал на те­ле­ви­де­нии, ав­тор цик­ла пе­ре­дач «Все кло­уны» и др.

Соч.: Кио Э. Т. Фо­ку­сы и фо­кус­ни­ки. М., 1958; он же. Ил­лю­зио­ни­сты и вол­шеб­ни­ки. М., 1959; Кио И. Ил­лю­зии без ил­лю­зий. М., 1999.

Лит.: Ва­ди­мов АА., Три­вас М. А. От ма­гов древ­но­сти до ил­лю­зио­ни­стов на­ших дней. 2-е изд. М., 1979; Марь­я­нов­ский ВА. Кио: отец и сы­но­вья. М., 1984.

Вернуться к началу