Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕНИГСО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 562

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




В. В. Кенигсон в роли Кречинского («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина).

КЕНИГСО́Н Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич [25.10(7.11).1907, Сим­фе­ро­поль – 17.11.1986, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1982). С 1926, по окон­ча­нии сту­дии при Сим­фе­ро­поль­ском те­ат­ре, при­нят в труп­пу, за­тем ра­бо­тал в Куй­бы­ше­ве (ны­не Са­ма­ра), Днеп­ро­пет­ров­ске. Сре­ди ро­лей: Не­зна­мов («Без ви­ны ви­но­ва­тые» А. Н. Ост­ров­ско­го), Фер­ди­нанд («Ко­вар­ст­во и лю­бовь» Ф. Шил­ле­ра), Ури­ель Ако­ста («Ури­ель Ако­ста» К. Гуц­ко­ва), царь Фё­дор Ио­ан­но­вич («Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го), Про­та­сов («Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го), Кос­тя-ка­пи­тан («Ари­сто­кра­ты» Н. Ф. По­го­ди­на), Яков Сверд­лов («Боль­ше­вик» Д. Дэ­ля), Тео­до­ро («Со­ба­ка на се­не» Л. Ф. де Ве­ги Кар­пьо). В 1942–49 в моск. Ка­мер­ном те­ат­ре под рук. А. Я. Та­и­ро­ва: Ро­дольф («Ма­дам Бо­ва­ри» по Г. Фло­бе­ру), Ма­ну­эль («Да­ма-не­ви­дим­ка» П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки), Кус­лап («Жизнь в ци­та­де­ли» А. М. Якоб­со­на) и др. С 1951 в Ма­лом те­ат­ре, где вско­ре вы­дви­нул­ся в чис­ло ве­ду­щих ак­тё­ров. В ис­то­рию Ма­ло­го те­ат­ра во­шли его ро­ли: Сле­до­ва­тель («Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го), Гон­за­га («Эми­лия Га­лот­ти» Г. Лес­син­га), Франк Са­вен («Ноч­ной пе­ре­по­лох» М. Ж. Со­ва­жо­на, по­ста­нов­ка К., 1957), Пётр («Власть тьмы» Л. Н. Тол­сто­го), Стайн («Яр­мар­ка тще­сла­вия» по У. Тек­ке­рею), Ша­бель­ский («Ива­нов» А. П. Че­хо­ва), Не­из­вест­ный («Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва), Пас­куа­ли­но («Ро­ж­де­ст­во в до­ме синь­о­ра Купь­ел­ло» Э. Де Фи­лип­по), Си­п­лый («Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» В. В. Виш­нев­ско­го), Ку­чу­мов («Бе­ше­ные день­ги» А. Н. Ост­ров­ско­го), Кре­чин­ский («Свадь­ба Кре­чин­ско­го» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на), Кем­ской («Фаль­ши­вая мо­не­та» М. Горь­ко­го), Пор­фи­рий Го­лов­лёв («Гос­по­да Го­лов­лё­вы» по М. Е. Сал­ты­ко­ву-Щед­ри­ну), Бедь­яр («Не­зре­лая ма­ли­на» И. Гу­ба­ча), Юсов («До­ход­ное ме­сто» Ост­ров­ско­го) и др. К. от­ли­ча­ло тон­кое чув­ст­во сти­ля и жан­ра лит. про­из­ве­де­ния, вы­со­кая куль­ту­ра сце­нич. ре­чи; для его ак­тёр­ской ма­не­ры ха­рак­тер­ны гра­фич. чёт­кость пла­стич. ри­сун­ка, внут­рен­няя энер­гия при внеш­ней сдер­жан­но­сти. Его ге­рои, будь то по­том­ст­вен­ный ари­сто­крат или вор в за­ко­не, бы­ли не­из­мен­но (од­на­ко ка­ж­дый по-сво­ему) эле­гант­ны. В ки­но де­бю­ти­ро­вал в 1950 (ге­не­рал Кребс – «Па­де­ние Бер­ли­на», Гос. пр. СССР). Сре­ди др. филь­мов: «Ог­нен­ные вёр­сты», «Де­ло "пё­ст­рых"», «Дру­зья и го­ды», «Два би­ле­та на днев­ной се­анс», «Май­ор Вихрь», «По­след­няя жерт­ва».

Вернуться к началу