Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕ́ДРОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 503

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




М. Н. Кедров в роли Манилова («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю).

КЕ́ДРОВ Ми­ха­ил Ни­ко­лае­вич [21.12.1893 (2.1.1894), Мо­ск­ва – 22.3.1972, там же], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1948). Сын свя­щен­ни­ка, учил­ся в ду­хов­ной се­ми­на­рии, за­тем в Моск. ин-те нар. хо­зяй­ст­ва, с 1920 в Те­ат­раль­ной сту­дии им. А. С. Гри­бое­до­ва (пе­да­гог В. В. Луж­ский), в нач. 1920-х гг. так­же во Вху­те­ма­се у скульп­то­ра А. С. Го­луб­ки­ной. С 1922 ак­тёр 2-й сту­дии МХТ, с 1924 во МХАТе. С 1936 в Опер­но-дра­ма­тич. сту­дии К. С. Ста­ни­слав­ско­го, в 1938–48 худ. рук. C 1946 худ. рук. МХАТа, в 1949–55 гл. ре­жис­сёр, с 1955 чл. ху­дож. со­ве­та, в 1960–63 пред. ху­дож. кол­ле­гии. Сре­ди луч­ших ро­лей – Ма­ни­лов («Мёрт­вые ду­ши» по Н. В. Го­го­лю), За­хар Бар­дин («Вра­ги» М. Горь­ко­го), Тар­тюф («Тар­тюф» Моль­е­ра), Ми­рон Гор­лов («Фронт» А. Е. Кор­ней­чу­ка). В об­раз­ах, соз­дан­ных К., тон­кое чув­ст­во ху­дож. прав­ды со­че­та­лось с глу­бо­ким по­сти­же­ни­ем сущ­но­сти ха­рак­те­ра, пла­стич. вы­ра­зи­тель­но­стью сце­нич. фор­мы. На сце­не МХАТа по­ста­вил спек­так­ли: «В лю­дях» по Горь­ко­му (1933), «Вра­ги» Горь­ко­го (с Вл. И. Не­ми­ро­ви­чем-Дан­чен­ко, 1935), «Глу­бо­кая раз­вед­ка» А. А. Кро­на (1943; Гос. пр. СССР, 1946), «Зе­лё­ная ули­ца» А. А. Су­ро­ва (1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Чу­жая тень» К. М. Си­мо­но­ва (1949; Гос. пр. СССР, 1950), «Пло­ды про­све­ще­ния» Л. Н. Тол­сто­го (1951; Гос. пр. СССР, 1952), «Зим­няя сказ­ка» У. Шек­спи­ра (1958), «Над Днеп­ром» Кор­ней­чу­ка (1961), «Ре­ви­зор» Го­го­ля (1967). Уме­ние глу­бо­ко вскрыть дра­ма­тич. кон­фликт и вы­стро­ить ак­тив­ное сце­нич. дей­ст­вие – от­ли­чит. осо­бен­ность ре­жис­сёр­ско­го иск-ва К. С 1930-х гг. вёл пе­да­го­гич. ра­бо­ту в ВТО и др. С 1949 пе­да­гог-кон­суль­тант Шко­лы-сту­дии МХАТ. Сни­мал­ся в ки­но («Том­ми», «Лю­бовь и не­на­висть»). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­нина.

Лит.: Вла­ди­ми­ро­ва З. В. Ка­ж­дый по-сво­ему. М., 1966.

Вернуться к началу