Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЧА́ЛОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 394

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




В. И. Качалов в роли Тузенбаха («Три сестры» А. П. Чехова).

КАЧА́ЛОВ (наст. фам. Шве­ру­бо­вич) Ва­си­лий Ива­но­вич [30.1(11.2).1875, Виль­на – 30.9.1948, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1936). Сын свя­щен­ни­ка. Учил­ся на юри­дич. фа­куль­те­те С.-Пе­терб. ун-та (1893–97), од­но­вре­мен­но вы­сту­пал в сту­денч. те­ат­раль­ном круж­ке под рук. В. Н. Да­вы­до­ва (Не­сча­ст­лив­цев – «Лес» А. Н. Ост­ров­ско­го). Ле­том 1896 иг­рал в труп­пе Л. А. Лен­ско­го в Стрель­не под С.-Пе­тер­бур­гом, гл. обр. в во­де­ви­лях; осе­нью по­сту­пил на проф. сце­ну в те­атр Лит.-ху­дож. об-ва, взяв псевд. Ка­ча­лов; иг­рал эпи­зо­дич. ро­ли. В 1897 га­ст­ро­ли­ро­вал по про­вин­ции с труп­пой В. П. Дал­ма­то­ва, за­тем пе­ре­шёл в «Ка­зан­ско-Са­ра­тов­ское то­ва­ри­ще­ст­во ак­тё­ров» под рук. М. М. Бо­ро­дая. Сре­ди ро­лей: Бо­рис Го­ду­нов («Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го» А. К. Тол­сто­го), Го­ра­цио («Гам­лет» У. Шек­спи­ра), Кну­ров, Ми­тя («Бес­при­дан­ни­ца», «Бед­ность не по­рок» Ост­ров­ско­го), Ра­ки­тин («Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва). С 1900 в МХТ. Де­бю­ти­ро­вал в ро­ли ца­ря Бе­рен­дея («Сне­гу­роч­ка» Ост­ров­ско­го) и вско­ре стал од­ним из ве­ду­щих ак­тё­ров труп­пы, оп­ре­де­ляв­ших её творч. ли­цо. Бла­го­род­ная кра­со­та, вы­ра­зи­тель­ный, бо­га­тый тем­бра­ми го­лос, вдох­но­вен­ная иг­ра и уме­ние на­хо­дить но­вую ин­то­на­цию в ка­ж­дой ро­ли при­нес­ли К. ши­ро­кую по­пу­ляр­ность. Он ис­кал при­су­щие об­ра­зу ха­рак­тер­ные чер­ты, ста­вил за­да­чу пе­ре­дать не толь­ко внутр. мир ге­роя, но и внеш­ний об­раз че­рез пла­сти­ку, грим, кос­тюм. Ро­ли: Ту­зен­бах, Вер­ши­нин («Три се­ст­ры»), Пе­тя Тро­фи­мов («Виш­нё­вый сад») А. П. Че­хо­ва, Ба­рон, Про­та­сов («На дне», «Де­ти солн­ца» М. Горь­ко­го), Юлий Це­зарь, Гам­лет («Юлий Це­зарь», «Гам­лет» Шек­спи­ра), Ио­ганн («Оди­но­кие» Г. Га­упт­ма­на), Чац­кий («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Бранд («Бранд» Г. Иб­се­на), Ка­ре­но («У цар­ских врат» К. Гам­су­на), Ана­тэ­ма («Ана­тэ­ма» Л. Н. Ан­д­рее­ва), Иван Ка­ра­ма­зов («Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му), Став­ро­гин («Ни­ко­лай Став­ро­гин» по ро­ма­ну Дос­то­ев­ско­го «Бе­сы»), Глу­мов («На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» Ост­ров­ско­го), Ка­ре­нин («Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го), Дон Гу­ан («Ка­мен­ный гость» А. С. Пуш­ки­на) и др. В 1919–22 К. с груп­пой ар­ти­стов МХАТа («Ка­ча­лов­ская груп­па») га­ст­ро­ли­ро­вал по югу Рос­сии, за­тем в Бол­га­рии, Ав­ст­рии, Гер­ма­нии, Да­нии, Шве­ции и др. стра­нах. В 1922–1924 с труп­пой МХАТа, воз­глав­ляе­мой К. С. Ста­ни­слав­ским, вы­сту­пал в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке. Кро­ме ста­ро­го ре­пер­туа­ра, ис­пол­нил но­вые ро­ли: Царь Фё­дор («Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» А. К. Тол­сто­го), Га­ев («Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва), Шток­ман («Док­тор Шток­ман» Иб­се­на). С 1924 в Мо­ск­ве (Вер­ши­нин и Ар­тём – «Бро­не­по­езд 14-69» и «Бло­ка­да» Вс. В. Ива­но­ва, Ни­ко­лай I – «Ни­ко­лай I и де­каб­ри­сты» А. Р. Ку­ге­ля, За­хар Бар­дин – «Вра­ги» Горь­ко­го, Ре­пе­ти­лов – «Го­ре от ума» Гри­бое­до­ва, На­ро­ков – «Та­лан­ты и по­клон­ни­ки» Ост­ров­ско­го). Роль чте­ца «От ав­то­ра» («Вос­кре­се­ние» по Л. Н. Тол­сто­му) объ­е­ди­ни­ла в твор­че­ст­ве К. сце­ни­че­скую и кон­церт­ную дея­тель­ность, ко­то­рой он с го­да­ми всё бо­лее ув­ле­кал­ся. Вы­сту­пал на эс­т­ра­де с ис­пол­не­ни­ем сти­хов и про­зы, а так­же лит.-муз. и дра­ма­тич. ком­по­зи­ций, ав­то­ром ко­то­рых был он сам. В ре­пер­туа­ре К.-чте­ца – про­из­ве­де­ния У. Шек­спи­ра, А. С. Пуш­ки­на, А. А. Бло­ка, В. В. Мая­ков­ско­го, М. Горь­ко­го, А. А. Ах­ма­то­вой, Б. Л. Пас­тер­на­ка, Э. Г. Баг­риц­ко­го и мн. др. В 1938 К. вер­нул­ся к ис­пол­не­нию ро­ли Чац­ко­го («Го­ре от ума») в но­вой по­ста­нов­ке Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко. Все­го на сце­не МХАТа сыг­рал бо­лее 50 ро­лей. Снял­ся в ф. «Бе­лый орёл». В пер­вом сов. зву­ко­вом ф. «Пу­тёв­ка в жизнь» чи­тал текст за ка­дром. Гос. пр. СССР (1943). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1937, 1945).

Лит.: Эф­рос Н. Е. В. И. Ка­ча­лов. П., 1919; Ку­гель А. Р. В. И. Ка­ча­лов. М.; Л., 1927; Мар­ков П. А. Те­ат­раль­ные порт­ре­ты. М.; Л., 1939; В. И. Ка­ча­лов. Сб. ста­тей, вос­по­ми­на­ний, пи­сем. М., 1954; Ви­лен­кин В. Я. Ка­ча­лов. 2-е изд. М., 1976; Шве­ру­бо­вич В. В. О ста­ром Ху­до­же­ст­вен­ном те­ат­ре. М., 1990.

Вернуться к началу