Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРСА́ВИНА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 222

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Соколов-Каминский
Т. П. Карсавина – Жар-птица. Художник С. Ю. Судейкин.
Т. П. Карсавина в балете «Шопениана». Художник С. В. Сорин.

КАРСА́ВИНА Та­ма­ра Пла­то­нов­на [25.2(9.3).1885, С.-Пе­тер­бург – 26.5.1978, Би­конс­филд, близ Лон­до­на], рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та. Дочь ар­ти­ста ба­ле­та П. К. Кар­са­ви­на, се­ст­ра Л. П. Кар­са­ви­на, вну­ча­тая пле­мян­ни­ца А. С. Хо­мя­ко­ва. В 1902 окон­чи­ла С.-Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­го­ги П. А. Гердт, А. А. Гор­ский). Вос­пи­тан­ни­цей ис­пол­ни­ла в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре соль­ную пар­тию Аму­ра на пре­мье­ре ба­ле­та «Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са в по­ста­нов­ке Гор­ско­го, ста­рин­ное па-де-де «Жем­чу­жи­на и ры­бак», вклю­чён­ное Герд­том в во­зоб­нов­лён­ный им ба­лет «Жа­вот­та» К. Сен-Сан­са. На вы­пу­ск­ном спек­так­ле тан­це­ва­ла во фраг­мен­те «В цар­ст­ве льдов» (из ба­ле­та «Ис­кра люб­ви» И. И. Че­кры­ги­на и П. Мар­жец­ко­го в по­ста­нов­ке Герд­та). В 1902–18 в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре. Со­вер­шен­ст­во­ва­ла своё мас­тер­ст­во на за­ня­ти­ях у Х. П. Ио­ган­со­на, Е. П. Со­ко­ло­вой, С. Г. Ле­га­та (см. Ле­гат), ста­жи­ро­ва­лась в Ита­лии у К. Бе­рет­ты. От соль­ных пар­тий – под­ру­га Сва­ниль­ды («Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба), па-де-катр фре­сок («Ко­нёк-Гор­бу­нок» Ч. Пу­ньи), Ген­ри­ет­та («Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва) – К. пе­ре­шла к ве­ду­щим пар­ти­ям: Фло­ра («Про­бу­ж­де­ние Фло­ры» Р. Дри­го), Царь-де­ви­ца («Ко­нёк-Гор­бу­нок» Пу­ньи). К. бы­ло близ­ко иск-во М. М. Фо­ки­на, на­чи­нав­ше­го с про­ти­во­стоя­ния пе­ре­жи­вав­ше­му кри­зис ака­де­миз­му. Для неё Фо­кин по­ста­вил 7-й вальс («Шо­пе­ниа­на»), со­здал пар­тии Ра­бы­ни («Еги­пет­ские но­чи» А. С. Арен­ско­го), Ко­лом­би­ны («Кар­на­вал» на муз. Р. Шу­ма­на), Жар-пти­цы («Жар-пти­ца» И. Ф. Стра­вин­ско­го), Хлои («Даф­нис и Хлоя» М. Ра­ве­ля), Ше­ма­хан­ской ца­ри­цы («Зо­ло­той пе­ту­шок» на муз. Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва) и др. Две луч­шие пар­тии К. соз­да­ны в ду­эте с В. Ф. Ни­жин­ским: Де­вуш­ка («При­зрак ро­зы» на муз. К. М. фон Ве­бе­ра) и Ба­ле­ри­на («Пе­т­руш­ка» Стра­вин­ско­го). Вкус к сти­ли­за­тор­ст­ву, при­об­ре­тён­ный в со­труд­ни­че­ст­ве с Фо­ки­ным, ска­зал­ся и в ра­боте над ака­де­мич. ре­пер­туа­ром, в ко­то­ром К. ис­пол­ни­ла гл. пар­тии («Жи­зель» А. Ада­на, «Ле­бе­ди­ное озе­ро» и «Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го, «Рай­мон­да» Гла­зу­но­ва, «Дон Ки­хот» Мин­ку­са, и др.). Мно­го га­ст­ро­ли­ро­ва­ла, в т. ч. с 1909 с труп­пой С. П. Дя­ги­ле­ва. Вы­шла за­муж за англ. ди­пло­мата Г. Дж. Брю­са и с ию­ля 1918 жи­ла в Лон­до­не. До 1929 (с пе­ре­ры­ва­ми) тан­це­ва­ла в Рус­ском ба­ле­те Дя­ги­ле­ва, где на­ря­ду с преж­ни­ми ис­пол­ня­ла пар­тии в по­ста­нов­ках Л. Ф. Мя­си­на: Мель­ни­чи­ха («Тре­угол­ка» М. де Фа­льи), Со­ло­вей («Песнь Со­ло­вья» на муз. Стра­вин­ско­го), Пим­пи­нел­ла («Пуль­чи­нел­ла» Стра­вин­ско­го) и др. В 1929–31 в труп­пе М. Рам­бер (Лон­дон). Ос­та­ви­ла сце­ну в 1931. Во­зоб­но­ви­ла ба­ле­ты Фо­ки­на «При­зрак ро­зы» для «Сэд­лерс-Уэллс бал­ле» (1943, Лон­дон), «Кар­на­вал» для «Уэ­стерн ти­этр бал­ле» (1961, Бри­столь); по­мо­га­ла Ф. Аш­то­ну в по­ста­нов­ке ба­ле­та «Тще­т­ная пре­дос­то­рож­ность» на муз. Ф. Ге­роль­да, ре­пе­ти­ро­ва­ла с М. Фон­тейн пар­тию Жар-пти­цы. В 1930–55 ви­це-пре­зи­дент англ. Ко­ро­лев­ской ака­де­мии тан­ца.

Соч.: Ballet technique. L., 1956. N. Y., 1968; La Fille mal gardée at the Marinsky // La Fille mal gardée. L., 1960; Те­ат­раль­ная ули­ца. Л., 1971.

Лит.: Cocteau J. T. Karsavina // Comœdia il­lustré. 1911. № 18; Свет­лов В. Т. П. Кар­са­ви­на // Рус­ский ба­лет. СПб., 1913; Ма­те­риа­лы по ис­то­рии рус­ско­го ба­ле­та / Сост. М. Бо­ри­сог­леб­ский. Л., 1939. Т. 2; Lifar S. Les Trois Grâces du XX-e siècle. P., 1957; Кра­сов­ская ВМ. Рус­ский ба­лет­ный те­атр на­ча­ла XX в. Л., 1972. Ч. 2: Тан­цов­щи­ки.

Вернуться к началу