Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРПЕ́НКО-КА́РЫЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 207

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Бугаева, Ю. Я. Барабаш

КАРПЕ́НКО-КА́РЫЙ (наст. фам. То­би­ле­вич) Иван Кар­по­вич [29.8(10.9).1845, сло­бо­да Ар­сень­ев­ка Хер­сон­ской губ., ны­не с. Ми­ко­ла­ив­ка Ки­ро­во­град­ской обл. – 2(15).9.1907, Бер­лин; по­хо­ро­нен в с. Ми­ко­ла­ив­ка], укр. дра­ма­тург, ак­тёр, ре­жис­сёр, те­ат­раль­ный дея­тель. Брат Н. К. Са­дов­ско­го и П. К. Сак­са­ган­ско­го. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков нац. те­ат­раль­но­го иск-ва. Св. 20 лет слу­жил чи­нов­ни­ком. С 1863 при­ни­мал уча­стие в лю­би­тель­ских спек­так­лях в Ели­са­вет­гра­де и др. В 1883 уво­лен со служ­бы как по­ли­ти­че­ски не­бла­го­на­дёж­ный; в 1884–1887 от­бы­вал ссыл­ку вна­ча­ле в Но­во­чер­кас­ске, за­тем в сво­ём име­нии. Вы­сту­пал в труп­пах М. П. Ста­риц­ко­го (1883–84) и Са­дов­ско­го (1888–90). В 1890 совм. с Сак­са­ган­ским ор­гани­зо­вал те­ат­раль­ную труп­пу (ак­тёр, в 1900–01 худ. рук. труп­пы). Лит. дея­тель­ность К.-К. на­чал в сер. 1870-х гг. с га­зет­ных фель­е­то­нов, ре­цен­зий на те­ат­раль­ные по­ста­нов­ки, пе­ре­во­дов. В дра­ма­тур­гии К.-К. ощу­ща­ет­ся влия­ние А. Н. Ост­ров­ско­го. Со­ци­аль­но-бы­то­вые пье­сы от­ме­че­ны ди­на­миз­мом дей­ст­вия и экс­прес­сив­ным язы­ком [«Ча­бан» («Бур­ла­ка», 1883), «Най­мич­ка» (1885, опубл. в 1887), «Бес­та­лан­ная» (1886)]; в са­ти­рич. ко­ме­ди­ях [«Мар­тын Бо­ру­ля» (1886, опубл. в 1891), «Сто ты­сяч» (1890, опубл. в 1891), «Хо­зя­ин» (1900, опубл. в 1902), «Суе­та» (1903, опубл. в 1905)] рас­кры­ты со­ци­аль­но-эко­но­мич. и нрав­ст­вен­но-пси­хо­ло­гич. ас­пек­ты про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния ка­пи­та­ли­стич. от­но­ше­ний на Ук­раи­не. Пи­сал так­же ис­то­рич. дра­мы и тра­ге­дии: «Бон­да­рив­на» (1884), «Сав­ва Ча­лый» (1899), «Ганд­зя» (1902) и др. Ис­пол­нял ро­ли в пье­сах собств. со­чи­не­ния, а так­же в про­из­ве­де­ни­ях Т. Г. Шев­чен­ко (На­зар – «На­зар Сто­до­ля»), Ста­риц­ко­го (Хо­ма – «Ой, не хо­ди, Гри­цю, тай на ве­чер­ни­цы», Ба­ра­баш – «Бо­гдан Хмель­ниц­кий»), И. П. Кот­ля­рев­ско­го (Ввоз­ный – «На­тал­ка Пол­тав­ка»). В сце­нич. твор­че­ст­ве К.-К. про­яви­лись ко­ме­дий­ный та­лант и мас­тер­ст­во соз­да­ния вы­ра­зи­тель­но­го пси­хо­ло­гич. порт­ре­та. В 1956 на ху­то­ре На­деж­да близ с. Ми­ко­ла­ив­ка от­крыт Му­зей-за­по­вед­ник Кар­пен­ко-Ка­ро­го.

Соч.: Пье­сы. М., 1958; Тво­ри. Київ, 1985. Т. 1–3.

Лит.: Ци­га­но­ва О. С. Літопис жит­тя і твор­чо­сті I. Кар­пе­но-Ка­ро­го (I. К. Тобілевича). Київ, 1967; Фран­ко I. I. Тобілевич (Кар­пен­ко-Ка­рий) // Фран­ко I. Зібрання тво­рiв. Київ, 1982; Дем’я­нів­ська Л. I Кар­пен­ко-Ка­рий. Жит­тя і твор­чість. Київ, 1995; Єфре­мов С. Кар­пен­ко-Ка­рий // Єфремов С. Виб­ра­не. Київ, 2002.

Вернуться к началу