Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРА́ЛЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 75

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Д. Нейманд
В. А. Каралли в партии Пастушки («Пятая симфония» на музыку А. К. Глазунова).

КАРА́ЛЛИ (Ко­рал­ли) Ве­ра Алек­се­ев­на [27.7(8.8).1889, Мо­ск­ва – 16.11.1972, Ба­ден, Ав­ст­рия], рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та и ки­но. Из об­ру­сев­шей греч. се­мьи; отец – про­вин­ци­аль­ный те­ат­раль­ный ан­тре­пре­нёр А. М. Ка­рал­ли-Тор­цов, мать – дра­ма­тич. ак­три­са О. Н. Ка­рал­ли. В 1906 окон­чи­ла Моск. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­гог А. А. Гор­ский). В 1906–18 в Боль­шом те­ат­ре (Мо­ск­ва). Клас­сич. тан­цов­щи­ца ли­рич. пла­на, об­ла­дав­шая эф­фект­ной сце­нич. внеш­но­стью и изя­ще­ст­вом. Её та­нец от­ли­чал­ся оду­хо­тво­рён­но­стью, скульп­тур­ной за­кон­чен­но­стью и кра­со­той поз. Вла­дея да­ром дра­ма­тич. ак­три­сы, К. не бы­ла тех­ни­че­ски силь­ной ба­ле­ри­ной, по­это­му мн. пар­тии клас­сич. ре­пер­туа­ра Гор­ский адап­ти­ро­вал для неё: Анит­ра («Нур и Анит­ра» на муз. А. А. Иль­ин­ско­го) и Бо­ги­ня Та­нит («Са­лам­бо» А. Ф. Арен­дса) – пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца, Эв­ни­ка («Эв­ни­ка и Пе­тро­ний» на муз. Ф. Шо­пе­на), Пас­туш­ка («Пя­тая сим­фо­ния» на муз. А. К. Гла­зу­но­ва), Жи­зель, Ме­до­ра («Жи­зель», «Кор­сар» А. Ада­на), Ав­ро­ра («Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го), Рай­мон­да («Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва), Кит­ри («Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са) и др. Тан­це­ва­ла в по­ста­нов­ках М. М. Фо­ки­на: «Уми­раю­щий ле­бедь» на муз. К. Сен-Сан­са (1907, Ма­ри­ин­ский те­атр), «Па­виль­он Ар­ми­ды» Н. Н. Че­реп­ни­на (1909, Рус­ские се­зо­ны, Па­риж). В 1918 уе­ха­ла за гра­ни­цу. В 1919–20 вы­сту­па­ла в Рус­ском ба­ле­те Дя­ги­ле­ва, за­тем в разл. труп­пах Ев­ро­пы и США. В 1928 соз­да­ла Ли­тов. сту­дию нац. ба­ле­та (бы­ла её ру­ко­во­ди­те­лем). В 1930–1935 хо­рео­граф Ру­мын­ской опе­ры и ру­ко­во­ди­тель Бу­ха­ре­ст­ской сту­дии тан­ца. В 1938–41 пре­по­да­ва­ла в Па­ри­же, с 1941 – в Ве­не. С 1914 сни­ма­лась в филь­мах, за­вое­вав сла­ву звез­ды не­мо­го ки­но: «Хри­зан­те­мы», «Ты пом­нишь ли?», «Со­рва­нец», «Сё­ст­ры Брон­ские», «Вой­на и мир», «Род­ные ду­ши», «Уми­раю­щий ле­бедь» и др.

Лит.: Со­бо­лев Р. П. Лю­ди и филь­мы рус­ского до­ре­во­лю­ци­он­но­го ки­но. М., 1961; Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр на­ча­ла XX в. Л., 1972. Ч. 2: Тан­цов­щи­ки; Бах­ру­шин Ю. А. Ис­то­рия рус­ско­го ба­ле­та. 3-е изд. М., 1977.

Вернуться к началу