Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ПРА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 38

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Кудрявцев
Ф. Капра. Кадр из фильма «Мистер Смит едет в Вашингтон». 1939.

КА́ПРА (Capra) Франк (18.5.1897, Би­зак­куи­но, Си­ци­лия – 3.9.1991, Ла-Ку­ин­та, штат Ка­ли­фор­ния), амер. ре­жис­сёр. В США с 1903. В 1915 окон­чил Шко­лу при­клад­но­го иск-ва в Лос-Анд­же­ле­се, в 1918 – Ка­ли­фор­ний­ский тех­но­ло­гич. ин-т (Па­са­де­на). В 1919 впер­вые вы­сту­пил в ки­но как ста­тист, так­же за­ни­мал­ся по­куп­кой ре­к­ви­зи­та для не­за­ви­си­мой ки­но­сту­дии. Пер­вая ре­жис­сёр­ская ра­бо­та К. – 12-ми­нут­ная ко­ме­дия «Ноч­леж­ка Фул­ты Фи­ше­ра» (по бал­ла­де Р. Ки­п­лин­га, 1922). В 1924 ас­си­стент и ав­тор ко­мич. трю­ков у ре­жис­сё­ров Х. Ро­уча и М. Сен­нет­та. В 1926 по­ста­вил ф. «Силь­ный че­ло­век» с уча­сти­ем зна­ме­ни­то­го ко­ми­ка Х. Лэн­гдо­на, в 1927 – ко­ме­дию «Длин­ные шта­ны». Ра­бо­тал в ком­па­нии «Columbia Pictures», где по­ста­вил 16 филь­мов в раз­ных жан­рах. В 1931 по­зна­комил­ся со сце­на­ри­стом Р. Рис­ки­ном, творч. со­дру­же­ст­во с ко­то­рым ока­за­лось ре­шаю­щим для фор­ми­ро­ва­ния собств. сти­ля К. В 1930–40-е гг. один из ве­ду­щих ре­жис­сё­ров амер. ки­но, пер­вый в Гол­ли­ву­де, чья фа­ми­лия в тит­рах по­ме­ща­лась над за­гла­ви­ем филь­ма. Ув­ле­ка­тель­ный сю­жет, ост­ро­ум­ные диа­ло­ги, ак­ту­аль­ная про­бле­ма­ти­ка при­но­си­ли его филь­мам боль­шой ус­пех: «Ле­ди на день» (1933), «Это слу­чи­лось од­на­ж­ды но­чью» (1934, пр. «Ос­кар»). В оп­ти­ми­стич. лен­тах К. и Рис­ки­на, по­став­лен­ных в жан­ре со­ци­аль­ной ко­ме­дии, за­тра­ги­ва­лись ост­рые про­бле­мы об­ществ. жиз­ни США в пе­ри­од Ве­ли­кой де­прес­сии: «Мис­тер Дидс пе­ре­ез­жа­ет в го­род» (1936, пр. «Ос­кар»), «С со­бой не уне­сёшь» (1938, пр. «Ос­кар»), «Мис­тер Смит едет в Ва­шинг­тон» (1939), «По­зна­комь­тесь с Джо­ном Доу» (1940). Кар­ти­на «Эта пре­крас­ная жизнь» (1946) ста­ла сво­его ро­да нац. дос­тоя­ни­ем, её по­ка­зы­ва­ют на те­ле­ви­де­нии ка­ж­дое Ро­ж­де­ст­во. Вир­ту­оз­ное ма­стер­ст­во К. проя­ви­лось в ок­ра­шен­ном «чёр­ным юмо­ром» ф. «Мышь­як и ста­рое кру­же­во» (1944). В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны вы­пус­тил вме­сте с А. Лит­ва­ком се­рию до­ку­мен­таль­ных филь­мов «По­че­му мы вою­ем?» (в т. ч. ф. «Бит­ва за Рос­сию», 1943), объ­яс­няв­ших це­ли и за­да­чи борь­бы с фа­шиз­мом. По­след­няя ра­бо­та К. – «Кар­ман, пол­ный чу­дес» (1961, ре­мейк ф. «Ле­ди на день»). В 1935–39 пре­зи­дент Амер. ки­но­ака­де­мии. Пр. Мкф в Ве­не­ции за вклад в ми­ро­вое ки­но­ис­кус­ст­во (1982).

Соч.: The name above the title; an autobiography. N. Y., 1971.

Лит.: Willis DC. The films of F. Capra. Me­tuchen, 1974; Carney R. American vision: the films of F. Capra. Hanover, 1986; Wolfe Ch. F. Capra: a guide to references and resources. Bo­ston, 1987; Scherle V., Levy WT. The com­p­lete films of F. Capra. N. Y., 1992.

Вернуться к началу