Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНЪА́МИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 8

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Г. Анарина
Сцена из спектакля «Дзинэн кодзи» Киёцугу Канъами (в роли Дзинэна – Кандзэ Санэдзиро).

КАНЪА́МИ (Кан­на­ми) Киё­цу­гу (наст. имя и фам. Миё­ма­ру Юд­за­ки) (1333, пред­по­ло­жи­тель­но пров. Ига – 1384, пров. Су­ру­га, ны­не пре­фек­ту­ра Сид­зуо­ка), япон. те­ат­раль­ный дея­тель, ак­тёр, дра­ма­тург и тео­ре­тик сце­нич. иск-ва, соз­да­тель япон. тра­диц. те­ат­ра но и ак­тёр­ско­го до­ма (шко­лы) Канд­зэ (Канд­зэ­рю). Из се­мьи са­му­рая. Был от­дан по обе­ту в храм на обу­че­ние ак­тёр­ско­му мас­тер­ст­ву. Воз­глав­лял од­ну из про­слав­лен­ных трупп бро­дя­чих ак­тё­ров под назв. Юд­за­кид­за (Юд­за­ки – на­зва­ние де­рев­ни, дза – цех, труп­па), ко­то­рая час­то вы­сту­па­ла в Кио­то, с 1374 под по­кро­ви­тель­ст­вом сё­гу­на Аси­ка­га Ёси­ми­цу. Ро­до­на­чаль­ник япон. ав­тор­ской дра­мы, с ко­то­рой свя­за­но воз­ник­но­ве­ние те­ат­ра но. Ав­тор 8 пьес, в т. ч. «Ма­цу­кад­зэ», «Дзи­нэн код­зи», «Со­то­ба Ко­ма­ти», «Эгу­ти». Сю­же­ты для сво­их драм К. (как и все по­сле­дую­щие дра­ма­тур­ги) брал из ми­фо­ло­гии, фольк­ло­ра, во­ин­ских ска­зов, из­вест­ных лит. па­мят­ни­ков. К. ра­ди­каль­но ре­фор­ми­ро­вал эс­те­ти­ку спек­так­ля и тех­ни­ку иг­ры. Ввёл в те­атраль­ный оби­ход прин­ци­пы мо­но­ма­нэ (под­ра­жа­ние) и югэн (со­кро­вен­ная кра­со­та), тре­бо­вал от ак­тё­ров под­чи­нять под­ра­жа­ние идеа­лу кра­со­ты и изы­скан­но­сти. Пер­вым вклю­чил в спек­такль но­вые рит­мы – ку­сэ-но маи (пе­сен­ный та­нец) и тан­цы из ри­туа­лов уро­жая Дэн­га­ку (по­ле­вые иг­ры). При­знан­ный ак­тёр, мно­го вы­сту­пал в про­вин­ции на хра­мо­вых празд­ни­ках.

Те­атр но по­лу­чил за­кон­чен­ные фор­мы в ре­зуль­та­те дея­тель­но­сти сы­на К. – Дзэа­ми (Сэа­ми) Мо­то­киё (наст. имя Ония­ся) (1363–1443), ак­тё­ра, дра­ма­тур­га, тео­ре­ти­ка сце­нич. иск-ва. В 36 лет по­лу­чил ар­ти­стич. имя Да­бу­цу Дзэа­ми (ис­прав­ляю­щий и уб­ла­жаю­щий мир ма­ги­че­ский буд­да). По­сле смер­ти от­ца воз­гла­вил труп­пу. В 1422 по­стриг­ся в мо­на­хи. В 1433 со­слан на о. Са­до, где на­хо­дил­ся до 74 лет. Соз­да­тель уче­ния о ре­мес­ле ак­тё­ра, из­ло­жен­но­го в 24 трак­та­тах (впер­вые опубл. в 1909, при­нес­ли ав­то­ру все­мир­ную сла­ву). Гл. трак­тат – «Фу­си ка­дэн» («Пре­да­ние о цвет­ке сти­ля», 1400–18) пе­ре­ве­дён на осн. ев­роп. язы­ки (в т. ч. на рус­ский). Ав­тор бо­лее 100 пьес, мно­гие из ко­то­рых со­став­ля­ют ос­но­ву ре­пер­туа­ра те­ат­ра но ру­бе­жа 20–21 вв. («Ацу­мо­ри», «Та­ка­са­го», «Ид­зу­цу» и др.).

Лит.: Ёкё­ку – клас­си­че­ская япон­ская дра­ма. М., 1979; Ана­ри­на Н. Г. Япон­ский те­атр Но. М., 1984; Яси­ма М.  Мас­тер­ст­во Дзэа­ми и его взгля­ды на ис­кус­ст­во. То­кио, 1984 (на япон. яз.); Дзэа­ми Мо­то­киё. Пре­да­ние о цвет­ке сти­ля (Фу­си ка­дэн), или Пре­да­ние о цвет­ке (Ка­дэн­сё). М., 1989; Япон­ский те­атр. СПб., 2000; The flowering spirit: classic teachings on the art of No̅. Tokyo; N. Y., 2006.

Вернуться к началу