Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНЦИА́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 6

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Паппе

КАНЦИА́НИ (Canziani) Джу­зеп­пе (гг. ро­ж­де­ния и смер­ти не­изв.), итал. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф. В 1771–74 ра­бо­тал как тан­цов­щик и хо­рео­граф в При­двор­ном те­ат­ре в Мюн­хе­не, по­ста­вил ба­лет­ное ин­тер­мец­цо «Суд Па­ри­са» для опе­ры «Зе­но­бия» А. Тоц­ци (1773). В 1775–78 в те­ат­ре «Сан-Бе­не­дет­то» в Ве­не­ции. В 1778 в Бо­ло­нье по­ста­вил тан­цы для опе­ры «Аль­це­ста» К. В. Глю­ка (вы­сту­пил так­же как пер­вый тан­цов­щик). Для по­ста­нов­ки опе­ры «При­знан­ная Ев­ро­па» А. Саль­е­ри, при­уро­чен­ной к от­кры­тию в Ми­ла­не те­ат­ра «Ла Ска­ла», соз­дал встав­ной ди­вер­тис­мент «Уми­ро­тво­рён­ный Апол­лон, или По­яв­ле­ние Солн­ца по­сле па­де­ния Фа­это­на» Л. де Байу (совм. с К. Ле­гра­ном, 1778), там же по­ста­вил ба­лет-ин­тер­мец­цо «Смерть Гек­то­ра» для опе­ры «Па­де­ние Трои» М. Мор­тел­ла­ри; ба­ле­ты «По­ки­ну­тая Ка­лип­со» М. Ста­бин­ге­ра, «Ве­не­ра на Ки­пре» Ф. Алес­сан­д­ри и др. В 1779–82 и 1784–91 ра­бо­тал в Рос­сии как хо­рео­граф и пе­да­гог (тан­це­валь­ные но­ме­ра в опе­рах «Де­мет­рий» и «Не­ожи­дан­ный брак» Дж. Паи­зи­ел­ло, обе 1779; тан­цы для тор­же­ст­вен­но­го пред­став­ле­ния «Храм все­об­щей ра­до­сти» на муз. Дж. То­рел­ли, В. А. Паш­ке­ви­ча и др., 1780; ба­лет «Ад­мет и Аль­це­ста» К. Ка­ноб­био, 1781). В 1787 стал пре­ем­ни­ком Д. М. Г. Анд­жо­ли­ни на по­сту хо­рео­гра­фа Пе­терб. ба­лет­ной труп­пы. Сре­ди по­ста­но­вок: «Ари­ад­на и Ба­хус» (1789) и «Пи­рам и Тисба» (1791) Ка­ноб­био, тан­цы в тор­же­ст­вен­ном спек­так­ле «На­чаль­ное управ­ле­ние Оле­га» Дж. Сар­ти, Паш­ке­ви­ча и Ка­ноб­био (совм. с Ш. Ле Пи­ком; либр. имп. Ека­те­ри­ны II, Эр­ми­таж­ный те­атр, С.-Пе­тер­бург, 1790), «Ине­са де Ка­ст­ро» А. Бу­аль­дьё (кре­по­ст­ной те­атр гр. Н. П. Ше­ре­ме­те­ва в Кус­ко­ве, 1792). К. раз­ви­вал прин­ци­пы дей­ст­вен­но­го ба­ле­та, за­ло­жен­ные Ф. Хиль­фер­дин­гом и Анд­жо­ли­ни. Тон­ко чув­ст­во­вал стиль нар. тан­цев и ус­пеш­но вво­дил их в свои по­ста­нов­ки. Пре­по­да­вал в Пе­терб. те­ат­раль­ной шко­ле (сре­ди уче­ни­ков – И. И. Валь­берх). В 1792 уе­хал из Рос­сии, ра­бо­тал в Ве­не­ции в те­ат­ре «Сан-Са­му­эле».

Лит.: Ма­те­риа­лы по ис­то­рии рус­ско­го ба­ле­та / Сост. М. Бо­ри­сог­леб­ский. Л., 1938. Т. 1; Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр от воз­ник­но­ве­ния до се­ре­ди­ны XIX в. Л.; М., 1958; она же. За­пад­но­ев­ро­пей­ский ба­лет­ный те­атр. Очер­ки ис­то­рии. Эпо­ха Но­вер­ра. Л., 1981.

Вернуться к началу