Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́НТОР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 754

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. М. Степанова
Т. Кантор. «Женщина у двери». 1947. Национальный музей (Варшава).

КА́НТОР (Kantor) Та­де­уш (6.4.1915, Ве­ло­по­ле, близ Кра­ко­ва – 8.12.1990, Кра­ков), польск. ре­жис­сёр, сце­но­граф, жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик. В 1933–39 учил­ся в кра­ков­ской АХ у К. Фры­ча. В 1939 по­ста­вил в АХ «Смерть Тен­тан­жи­ля» М. Ме­тер­лин­ка. В соз­дан­ном им в Кра­ко­ве Не­за­ви­си­мом те­ат­ре по­ста­вил «Бал­ла­ди­ну» Ю. Сло­вац­ко­го (1943), «Воз­вра­ще­ние Одис­сея» С. Вы­спянь­ско­го (1944). В 1944–55 ху­дож­ник в те­ат­рах Кра­ко­ва, Опо­ле и др. В жи­во­пи­си и сце­но­гра­фии ис­пы­тал влия­ния кон­ст­рук­ти­виз­ма, экс­прес­сио­низ­ма, да­да­из­ма и фу­ту­риз­ма. Этап­ным в твор­че­ст­ве К. ста­ло соз­да­ние им те­ат­ра «Кри­ко-2» в Кра­ко­ве (1955). Пер­вая по­ста­нов­ка – «Ка­ра­ка­ти­ца» С. Вит­ке­ви­ча (1956). С это­го вре­ме­ни К. об­ра­щал­ся пре­им. к пье­сам Вит­ке­ви­ча («В ма­лень­кой усадь­бе», 1961; «Су­ма­сшед­ший и мо­на­хи­ня», 1963; «Во­дя­ная ку­роч­ка», 1967; «Кра­сот­ки и уро­ди­ны», 1973), в по­ис­ках во­пло­ще­ния его кон­цеп­ции «чис­той фор­мы» вы­би­рая аг­рес­сив­ные, про­во­ци­рую­щие, эпа­ти­рую­щие сце­нич. сред­ст­ва. Ре­жис­сёр пе­ре­да­вал пер­со­наж­ную функ­цию пред­ме­там, при­рав­ни­вая их к че­ло­ве­че­ско­му те­лу и соз­да­вая т. н. био­объ­ек­ты, пла­стич. ме­та­фо­ры (че­ло­век с дос­кой на спи­не, че­ло­век с дву­мя ко­лё­са­ми, врос­ши­ми в но­ги, и т. п.).

Про­дол­жая на­ча­тое М. Дю­ша­ном ис­сле­до­ва­ние «го­то­вых объ­ек­тов» (ре­ди-мейд), К. ин­те­ре­со­вал­ся их «упа­ков­ка­ми» – «ам­бал­ла­жа­ми» (франц. embal­la­ge), по­ме­щал во все­воз­мож­ные «обёрт­ки» не толь­ко лю­бой ре­аль­ный пред­мет, но и че­ло­ве­ка: из тес­но­го шка­фа по­яв­ля­лись лю­ди-меш­ки в пер­фор­ман­се «Шкаф» (1966), ге­рои­ню «Ма­лой кос­ме­ти­че­ской опе­ра­ции» (1969) сна­ча­ла за­бин­то­вы­ва­ли и за­клеи­ва­ли пла­сты­рем, а за­тем по­кры­ва­ли мыль­ным рас­тво­ром (в за­стыв­шем ви­де он то­же пред­став­лял со­бой свое­об­раз­ную «упа­ков­ку») и т. п. Фи­наль­ным эта­пом в его твор­че­ст­ве стал цикл спек­так­лей под об­щим назв. «Те­атр смер­ти», ко­то­рый вклю­чал по­ста­нов­ки, соз­дан­ные на ос­но­ве лич­но­го опы­та К. (ожи­ваю­щие на сце­не вос­по­ми­на­ния ху­дож­ни­ка об ушед­ших из жиз­ни род­ных и друзь­ях): «Умер­ший класс» (1975), «Ве­ло­по­ле, Ве­ло­по­ле» (1980), «Пусть сги­нут ар­ти­сты» (1985), «Я сю­да уже ни­ко­гда не вер­нусь» (1988), «Се­го­дня мой день ро­ж­де­ния» (1991).

Ин­те­рес К. к спон­тан­но­сти ак­та ху­дож. твор­че­ст­ва про­явил­ся в его позд­ней «жи­во­пи­си дей­ст­вия» («Ramamaganga», 1957, Нац. му­зей, По­знань); не­по­сред­ст­вен­но с те­ат­ром свя­за­ны его хеп­пе­нин­ги (с 1965), об­ра­ще­ние к фор­мам эн­вай­ронмен­та­ (с 1963); ас­самб­ла­жи К. («Зон­тик и не­ви­ди­мый пред­мет», 1973, Нац. му­зей, Вар­ша­ва, и др.) близ­ки его те­ат­раль­ным «ам­бал­ла­жам». С 1947 пре­по­да­вал в Выс­шей шко­ле изящ­ных ис­кусств в Кра­ко­ве.

Соч.: Teatr śmierci: [manifest]. Warsz., 1975; Ambalaźe. Warsz., 1976; Ein Reisender – seine Texte und Manifeste. Nürnberg, 1988; Ma créa­tion, mon voyage. P., 1991; A joumey through other spaces. Berk., 1993; Metamorfozy: teksty o latach 1938–1974. Kraków, 2000.

Лит.: T. Kantor. Emballages, 1960–76. (Cat.). L., 1976; Borowski W. T. Kantor. Warsz., 1982; Kłossowicz J. T. Kantor. Teatr. Warsz., 1991; Kott J. Kadysz. Strony o T. Kantorze. Gdansk, 1997; Pleśniarowicz K. Kantor: artysta końca wieku. Wrocław, 1997; Бе­рез­кин В. Поль­ский те­атр ху­дож­ни­ка. М., 2004; T. Kantor. Inte­rior imaginacji. Warsz.; Kraków, 2005.

Вернуться к началу