КА́НТОР
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́НТОР (Kantor) Тадеуш (6.4.1915, Велополе, близ Кракова – 8.12.1990, Краков), польск. режиссёр, сценограф, живописец, рисовальщик. В 1933–39 учился в краковской АХ у К. Фрыча. В 1939 поставил в АХ «Смерть Тентанжиля» М. Метерлинка. В созданном им в Кракове Независимом театре поставил «Балладину» Ю. Словацкого (1943), «Возвращение Одиссея» С. Выспяньского (1944). В 1944–55 художник в театрах Кракова, Ополе и др. В живописи и сценографии испытал влияния конструктивизма, экспрессионизма, дадаизма и футуризма. Этапным в творчестве К. стало создание им театра «Крико-2» в Кракове (1955). Первая постановка – «Каракатица» С. Виткевича (1956). С этого времени К. обращался преим. к пьесам Виткевича («В маленькой усадьбе», 1961; «Сумасшедший и монахиня», 1963; «Водяная курочка», 1967; «Красотки и уродины», 1973), в поисках воплощения его концепции «чистой формы» выбирая агрессивные, провоцирующие, эпатирующие сценич. средства. Режиссёр передавал персонажную функцию предметам, приравнивая их к человеческому телу и создавая т. н. биообъекты, пластич. метафоры (человек с доской на спине, человек с двумя колёсами, вросшими в ноги, и т. п.).
Продолжая начатое М. Дюшаном исследование «готовых объектов» (реди-мейд), К. интересовался их «упаковками» – «амбаллажами» (франц. emballage), помещал во всевозможные «обёртки» не только любой реальный предмет, но и человека: из тесного шкафа появлялись люди-мешки в перформансе «Шкаф» (1966), героиню «Малой косметической операции» (1969) сначала забинтовывали и заклеивали пластырем, а затем покрывали мыльным раствором (в застывшем виде он тоже представлял собой своеобразную «упаковку») и т. п. Финальным этапом в его творчестве стал цикл спектаклей под общим назв. «Театр смерти», который включал постановки, созданные на основе личного опыта К. (оживающие на сцене воспоминания художника об ушедших из жизни родных и друзьях): «Умерший класс» (1975), «Велополе, Велополе» (1980), «Пусть сгинут артисты» (1985), «Я сюда уже никогда не вернусь» (1988), «Сегодня мой день рождения» (1991).
Интерес К. к спонтанности акта худож. творчества проявился в его поздней «живописи действия» («Ramamaganga», 1957, Нац. музей, Познань); непосредственно с театром связаны его хеппенинги (с 1965), обращение к формам энвайронмента (с 1963); ассамблажи К. («Зонтик и невидимый предмет», 1973, Нац. музей, Варшава, и др.) близки его театральным «амбаллажам». С 1947 преподавал в Высшей школе изящных искусств в Кракове.