Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КАЛАТО́ЗОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 481

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. К. Каптерев
М. К. Калатозов. Кадр из фильма «Летят журавли» (Борис Бороздин – А. В. Баталов, Вероника – Т. Е. Самойлова). 1957.

КАЛАТО́ЗОВ (Ка­ла­то­зи­шви­ли) Ми­ха­ил Кон­стан­ти­но­вич [15(28).12.1903, Тиф­лис – 29.3.1973, Мо­ск­ва], груз. и рос. ки­но­ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1969). С 1923 ра­бо­тал на сту­дии Гос­кин­про­ма в Тиф­ли­се (ки­но­ме­ха­ник, ла­бо­рант, мон­та­жёр, ас­си­стент опе­ра­то­ра, опе­ра­тор). В 1925 сыг­рал роль ду­хан­щи­ка Са­мо­ре в ф. «Де­ло Та­ри­эла Мкла­вад­зе» И. Н. Пе­ре­стиа­ни. Как опе­ра­тор и со­ав­тор сце­на­рия со­труд­ни­чал с ре­жис­сё­ра­ми Л. В. Ку­ле­шо­вым, Л. Ф. Пу­шем и Н. М. Шен­ге­лая. Сня­тые К. в 1927 сю­же­ты о пус­ке элек­тро­стан­ции (пос. За­гэс) и др. про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ли, по мне­нию Ку­ле­шо­ва, «бле­стя­щую опе­ра­тор­скую ра­бо­ту» с «не­фо­то­ге­нич­ным» ма­те­риа­лом. В 1928 под влия­ни­ем мон­таж­ных кон­цеп­ций Э. И. Шуб и при её под­держ­ке совм. с Н. В. Го­го­бе­рид­зе снял ф. «Их цар­ст­во» («18–28»). Пер­вой зна­чит. ра­бо­той стал ф. «Соль Сва­не­тии» (1930, опе­ра­тор Ш. Н. Ге­ге­ла­шви­ли). В от­бо­ре эт­но­гра­фич. и при­род­но­го ма­те­риа­ла, в его экс­прес­сив­ной об­ра­бот­ке (по­сред­ст­вом диа­го­наль­ных внут­ри­кад­ро­вых ком­по­зи­ций, круп­ных пла­нов, ди­на­мич­ной ка­ме­ры и на­пря­жён­но­го мон­таж­но­го рит­ма) чув­ст­во­ва­лось влия­ние идей ЛЕФа. Вни­ма­ние к изо­бра­зит. ре­ше­нию филь­ма и стрем­ле­ние к зре­лищ­но­сти оп­ре­дели­ли ре­жис­сёр­скую сти­ли­сти­ку К., а ро­ман­тич. те­ма борь­бы че­ло­ве­ка с при­ро­дой и с са­мим со­бой ста­ла ве­ду­щей в его твор­че­ст­ве. В 1932 по­ста­вил прит­чу «Гвоздь в са­по­ге» о при­вед­шем к во­ен. по­ра­же­нию ты­ло­вом бра­ко­дель­ст­ве (за­пре­щён за «не­пра­виль­ный» по­каз Крас­ной Ар­мии). В 1933 для изу­че­ния зву­ко­во­го ки­но К. был за­чис­лен слу­ша­те­лем в Гос. ака­де­мию ис­кус­ст­во­зна­ния (ГАИС) в Ле­нин­гра­де. При­ни­мал уча­стие в дея­тель­но­сти Ле­нингр. орг-ции Ас­со­циа­ции ра­бот­ни­ков ре­во­люц. ки­не­ма­то­гра­фии (Ле­н­АРРК). В 1934 вер­нул­ся в Тиф­лис (до 1936 ди­рек­тор сту­дии Гос­кин­про­ма). За до­ку­мен­таль­ный ф. «15-ле­тие Со­вет­ской Гру­зии» (1935, не вы­шел на эк­ра­ны) К. был об­ви­нён в фор­ма­лиз­ме. Воз­вра­тив­шись в Ле­нин­град, в 1936–38 К. ра­бо­тал над сце­на­ри­ем «Ша­миль» («Гор­ные ор­лы»). В 1937 окон­чил ас­пи­ран­ту­ру ГАИС и был за­чис­лен ре­жис­сё­ром на ки­но­студию «Лен­фильм». В 1939 по­ста­вил при­клю­ченч. фильм о лёт­чи­ках «Му­жест­во», в 1941 – ф. «Ва­ле­рий Чка­лов». В филь­ме о ге­ро­из­ме жи­те­лей бло­кад­но­го Ле­нин­гра­да «Не­по­бе­ди­мые» (1943, совм. с С. А. Ге­ра­си­мо­вым) най­ден­ное К. рав­но­ве­сие ме­ж­ду «до­ку­мен­таль­ной» про­сто­той и мас­штаб­но­стью пред­вос­хи­ти­ло сти­ли­сти­ку соз­да­вае­мых в 1960-х гг. отеч. филь­мов о вой­не. С 1943 К. ра­бо­тал на «Мос­филь­ме». В том же го­ду по­ста­вил «Ки­но­кон­церт к 25-ле­тию Крас­ной Ар­мии» (совм. с Ге­ра­си­мо­вым и Е. Л. Дзи­га­ном), в 1946 вы­шед­ший в амер. про­кат в со­кра­щён­ной вер­сии под назв. «Мо­с­ков­ский мю­зик-холл». В 1943–44 упол­но­мо­чен­ный К-та по де­лам ки­не­ма­то­графии при Сов­нар­ко­ме СССР в США. В ре­зуль­та­те этой дея­тель­но­сти К. «Мос­фильм» был ос­на­щён совр. амер. ки­но­тех­ни­кой, а сов. ки­но­ра­бот­ни­ки и ру­ко­во­ди­те­ли оз­на­ко­ми­лись с но­вей­шей про­дук­ци­ей Гол­ли­ву­да. В 1944 на­чаль­ник Глав­ка по про­из-ву ху­дож. филь­мов и за­мес­ти­тель пред­се­да­те­ля по де­лам ки­не­ма­то­гра­фии при СНК СССР. В 1946 воз­глав­лял сов. де­ле­га­цию на 1-м Ме­ж­ду­нар. ки­но­фес­ти­ва­ле в Кан­не. В 1946–48 зам. мин. ки­не­ма­то­гра­фии СССР (раз­ра­ба­ты­вал про­грам­му ор­га­ни­зац.-эко­но­мич. ре­фор­мы ки­но­от­рас­ли). «Хо­лод­ная вой­на» оп­ре­де­ли­ла те­му пер­во­го цвет­но­го филь­ма К. («За­го­вор об­ре­чён­ных», 1950, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри, Гос. пр. СССР, 1951). По­свя­щён­ные Ф. Э. Дзер­жин­ско­му «Вих­ри вра­ж­деб­ные» – ти­пич­ный позд­не­ста­лин­ский ис­то­ри­ко-био­гра­фич. фильм (1953, вы­шел на эк­ра­ны в 1956). Од­ним из пер­вых опы­тов ки­но «от­те­пе­ли» ста­ла ли­рич. ко­ме­дия «Вер­ные дру­зья» (1954, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри). Ра­бо­та над ф. «Пер­вый эше­лон» (1956) по­сле смер­ти опе­ра­то­ра Ю. И. Екель­чи­ка бы­ла про­дол­же­на С. П. Уру­сев­ским, со­труд­ни­че­ст­во с ко­то­рым оп­ре­де­ли­ло сле­дую­щий этап в твор­че­ст­ве К. В 1957 ре­жис­сёр по­ста­вил ф. «Ле­тят жу­рав­ли», по­лу­чив­ший ми­ро­вую из­вест­ность (гл. пр. Мкф в Кан­не, Ло­кар­но и др.) и став­ший од­ним из сим­во­лов «от­те­пе­ли». Здесь К. вер­нул­ся к чёр­но-бе­лой гам­ме и во мно­гом к сво­ему ран­не­му экс­прес­сив­ному сти­лю, пре­дос­та­вив Уру­сев­ско­му ши­ро­кие воз­мож­но­сти ви­зу­аль­но­го экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния. В 1958 К. – худ. рук. ф. «Де­ло "пё­ст­рых"». Яр­кой экс­пе­ри­мен­та­тор­ской ра­бо­той стал ф. «Не­от­прав­лен­ное пись­мо» (1960) о тра­гич. судь­бе груп­пы гео­ло­гов, со­еди­няв­ший пси­хо­ло­гизм и ро­ман­тизм, ощу­ще­ние под­лин­но­сти и мас­штаб­но­сти от­сня­то­го в ту­вин­ских Сая­нах ма­те­риа­ла и макс. ак­тив­ность (и вме­сте с тем ус­лов­ность) изо­бра­же­ния. Ки­но­по­эма «Я – Ку­ба» (1964) по­свя­ще­на Ку­бин. ре­во­лю­ции. Стре­мясь най­ти изо­бра­зит. эк­ви­ва­лент спон­тан­но­сти ис­то­рич. мо­мен­та, К. и Уру­сев­ский ис­поль­зо­ва­ли ис­клю­чи­тель­но руч­ную ка­ме­ру; фильм вновь про­де­мон­ст­ри­ро­вал уме­ние К. ин­тег­ри­ро­вать в ре­жис­сёр­ский за­мы­сел ин­ди­ви­ду­аль­ное ви­де­ние кол­ле­ги-опе­ра­то­ра, стрем­ле­ние к не­стан­дарт­ным и зре­лищ­ным изо­бра­зит. ре­ше­ни­ям. В по­след­нем ф. «Крас­ная па­лат­ка» (1970), по­свя­щён­ном ис­то­рии спа­се­ния экс­пе­ди­ции У. Но­би­ле к Сев. по­лю­су, К. вер­нул­ся к цве­ту, про­де­мон­ст­ри­ро­вав свою клас­сич. ма­не­ру, со­че­тав­шую ус­лов­ность и до­ку­мен­таль­ность, па­фос под­ви­га и эпич. кар­ти­ны при­ро­ды.

Соч.: «Ша­миль» (ки­но­сце­на­рий) // Ис­кус­ст­во ки­но. 1936. № 12; Ли­цо Гол­ли­ву­да. М., 1949.

Лит.: Крем­лев Г. М. Ка­ла­то­зов. М., 1964; «Ле­тят жу­рав­ли». М., 1972; Бо­го­мо­лов Ю. М. Ка­ла­то­зов: (Стра­ни­цы твор­че­ской био­гра­фии). М., 1989; Woll J. The cranes are ­flying. L.; N. Y., 2003; Де­ря­бин А. Пять лет и три года. Пре­дыс­то­рия и ис­то­рия ка­ла­то­зов­ско­го «Ша­ми­ля» // Ки­но­вед­че­ские за­пис­ки. 2004. № 67; Друж­ба за­кля­тых вра­гов // Ис­кус­ст­во ки­но. 2005. № 8; Го­лов­ской В. М. Ка­ла­то­зов – пол­то­ра го­да в Гол­ли­ву­де // Ки­но­вед­чес­кие за­пис­ки. 2006. № 77.

Вернуться к началу