Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЙНЦ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 464

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Варенникова
Й. Кайнц в роли Мефистофеля («Фауст» И. В. Гёте).

КАЙНЦ (Kainz) Йо­зеф Гот­фрид Иг­нац (2.1.1858, Ви­зель­бург – 20.9.1910, Ве­на), австр. и нем. ак­тёр, ре­жис­сёр. В 1873 де­бю­ти­ро­вал в «Зул­ков­ски теа­тер» в Ве­не. В 1874 брал уро­ки мас­тер­ст­ва у ак­три­сы Ц. Куп­фер-Го­ман­ски. В 1875 в ка­че­ст­ве ак­тё­ра-лю­би­те­ля был при­гла­шён в Мар­бург-ан-дер-Драу (Ма­ри­бор, Сло­ве­ния). В 1876 ра­бо­тал в «Нойе Штад­т­теа­тер» в Лейп­ци­ге: Фер­ди­нанд и Дон Кар­лос («Ко­вар­ст­во и лю­бовь» и «Дон Кар­лос» Ф. Шил­ле­ра) и др. С 1877 в при­двор­ном те­ат­ре в Май­нин­ге­не: Принц Гом­бург­ский («Принц Гом­бург­ский» Г. фон Клей­ста), Ко­син­ский («Раз­бой­ни­ки» Шил­ле­ра), Фло­ри­зель («Зим­няя сказ­ка» У. Шек­спи­ра) и др. В 1880 по­сле га­ст­ро­лей К. по Гер­ма­нии Э. Пос­сарт при­гла­сил его в Мюн­хен­ский те­атр: Кла­ви­го («Кла­ви­го» И. В. Гё­те), Мал­кольм, гер­цог Кла­ренс («Мак­бет» и «Ген­рих VI», «Ри­чард III» Шек­спи­ра) и др. По спец. при­гла­ше­нию иг­рал для ба­вар­ско­го ко­ро­ля Лю­до­ви­ка II. С 1883 в «Не­мец­ком те­ат­ре» в Бер­ли­не: Фер­ди­нанд, Карл Мо­ор («Ко­вар­ст­во и лю­бовь», «Раз­бой­ни­ки» Шил­ле­ра), Кас­сио, Ро­мео, Гам­лет («Отел­ло», «Ро­мео и Джуль­ет­та», «Гам­лет» Шек­спи­ра) и др. Про­дол­жая ро­ман­тич. тра­ди­цию нем. те­ат­ра и не об­ла­дая внеш­ни­ми дан­ны­ми ге­роя-лю­бов­ни­ка, К. стре­мил­ся сред­ст­ва­ми внутр. вы­ра­зи­тель­но­сти рас­крыть про­ти­во­ре­чи­вый ду­хов­ный мир пер­со­на­жей – стра­ст­ных, по­ры­ви­стых, одер­жи­мых по­ис­ка­ми ис­ти­ны. В 1888 по при­гла­ше­нию Л. Бар­ная пе­ре­шёл в «Бер­ли­нер теа­тер», но по­ки­нул его, не сыг­рав ни од­ной ро­ли. С 1889 иг­рал на разл. нем. сце­нах. В 1891 га­ст­ро­ли­ро­вал по ми­ру (Ав­ст­ро-Венг­рия, Рос­сия, США). С 1892 вновь в «Не­мец­ком те­ат­ре»: пре­зи­дент фон Валь­тер («Ко­вар­ст­во и лю­бовь»), Аль­цест («Ми­зан­троп» Моль­е­ра), Бас­са­нио («Ве­не­ци­ан­ский ку­пец» Шек­спи­ра), мас­тер Ген­рих («По­то­нув­ший ко­ло­кол» Г. Га­упт­ма­на), Си­ра­но де Бер­же­рак («Си­ра­но де Бер­же­рак» Э. Рос­та­на) и др. Ак­тёр-га­ст­ро­лёр, К. су­мел ор­га­нич­но впи­сать­ся в кон­текст на­ро­ж­даю­ще­го­ся ре­жис­сёр­ско­го те­ат­ра, что осо­бен­но яр­ко про­яви­лось в его ра­бо­те с О. Бра­мом в бер­лин­ском те­ат­ре «Сво­бод­ная сце­на»: Ос­вальд («При­ви­де­ния» Г. Иб­се­на), Виль­гельм («Празд­ник ми­ра» Га­упт­ма­на) и др. 30.6.1899 К. сыг­рал по­след­ний спек­такль в Бер­ли­не («Ев­рей­ка из То­ле­до» Л. Фейх­тван­ге­ра, роль ко­ро­ля Аль­фон­са), по­сле че­го пе­ре­шёл в «Бур­гтеа­тр» в Ве­не: Орест, Ме­фи­сто­фель («Ифи­ге­ния в Тав­ри­де», «Фа­уст» И. В. Гё­те), Фи­га­ро («Се­виль­ский ци­рюль­ник» П. Бо­мар­ше), Си­мо­не («Фло­рен­тий­ская тра­ге­дия» О. Уай­ль­да) и др. По­след­ний раз вы­шел на сце­ну 12.5.1910 в ро­ли Мар­ка Ан­то­ния («Юлий Це­зарь» Шек­спи­ра). 18.9.1910 на­зна­чен од­ним из ре­жис­сё­ров «Бур­гтеа­тр».

Лит.: Brahm О. Kainz. Gesehenes und Geleb­tes. В., 1910; Wiegler P. J. Kainz: Ein Genius in seinen Verwandlungen. B., 1941; Шварц В. С. Й. Кайнц. Л., 1972; Nielsen F. W. E. Du­se; [J. Kainz: ein Leben für die Bühne: das Wort-Por­trät eines großen Mimen]. Freiburg, 1984; Ма­ка­ро­ва Г. В. Ак­тер­ское ис­кус­ст­во Гер­ма­нии: Ро­ли. Сю­жет. Стиль. М., 2000.

Вернуться к началу