Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ЗАН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2008 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Утилов
Кадр из фильма «В порту». Режиссёр Э. Казан. 1954.

КА́ЗАН (Kazan; наст. фам. Ка­зан­жог­лу, Kazanjoglou) Элиа (7.9.1909, Стам­бул – 28.9.2003, Нью-Йорк), амер. ре­жис­сёр. Ро­дил­ся в се­мье гре­ков, в 1913 эмиг­ри­ро­вав­ших в США. Учил­ся на ф-те дра­мы Йель­ско­го ун-та. С 1932 ак­тёр и по­мощ­ник ме­нед­же­ра в «Груп ти­этр» (Нью-Йорк). С 1935 ре­жис­сёр это­го те­ат­ра. В кон. 1930-х гг. по­ста­вил неск. до­ку­мен­таль­ных ко­рот­ко­мет­раж­ных филь­мов. Пер­вый иг­ро­вой ф. «Де­ре­во рас­тёт в Брук­ли­не» (1945), как и по­сле­дую­щие – «Джент­ль­мен­ское со­гла­ше­ние» (пр. «Ос­кар»), «Бу­ме­ранг» (оба 1947), «Пин­ки» (1949), «Па­ни­ка на ули­цах» (1950, пр. Мкф в Ве­не­ции) – от­ме­че­ны вни­ма­ни­ем к ост­рым со­ци­аль­ным про­бле­мам (ан­ти­се­ми­тизм, кор­руп­ция в су­деб­ной сис­те­ме, ра­сизм, рост пре­ступ­но­сти), дос­то­вер­но­стью ат­мо­сфе­ры и не­ко­то­рой те­ат­раль­но­стью. В кон. 1940-х гг. вме­сте с Л. Страс­бер­гом воз­гла­вил в Нью-Йор­ке Ак­тёр­скую сту­дию, где на ос­но­ве пе­ре­ос­мыс­ле­ния Ста­ни­слав­ско­го сис­те­мы вы­рос­ла плея­да звёзд амер. ки­но 1950-х гг. – М. Бран­до, Д. Дин, П. Нью­мен, Р. Стай­гер и др. В это же вре­мя стал ве­ду­щим ре­жис­сё­ром Брод­вея, осу­ще­ст­вив по­ста­нов­ки пьес Т. Уиль­ям­са («Ор­фей спус­ка­ет­ся в Ад», «Трам­вай "Же­ла­ние"», «Стек­лян­ный зве­ри­нец») и др. В ки­но­вер­сии «Трам­вай "Же­ла­ние"» (1951, пр. Мкф в Ве­не­ции) впер­вые об­ра­тил­ся к те­ме, став­шей цен­траль­ной в его твор­че­ст­ве, – по­бе­де плот­ско­го над ду­хов­ным. Раз­рыв с ле­вой идео­ло­ги­ей и ан­ти­ком­му­низм К. пре­до­пре­де­ли­ли его со­труд­ни­че­ст­во с Ко­мис­си­ей по рас­сле­до­ва­нию ан­ти­аме­ри­кан­ской дея­тель­но­сти в го­ды мак­кар­тиз­ма, что при­ве­ло к про­ти­во­стоя­нию ли­бе­раль­но­му Гол­ли­ву­ду. В сво­их по­сле­дую­щих ра­бо­тах К. мрач­но и та­лант­ли­во де­мон­ст­ри­ру­ет как не­из­беж­ность, так и бес­по­лез­ность борь­бы за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость. Луч­шие филь­мы ре­жис­сё­ра 1950-х гг. («Да здрав­ст­ву­ет Са­па­та!», 1952, – о Мек­си­кан­ской ре­во­лю­ции; «В пор­ту», 1954,  – о кор­руп­ции в проф­сою­зах, пр. Мкф в Ве­не­ции, пр. «Ос­кар»; «К вос­то­ку от рая», 1955, – о кон­флик­те от­цов и де­тей, пр. Мкф в Кан­не) де­мон­ст­ри­ру­ют крах ро­ман­тич. идеа­лиз­ма и по­бе­ду ин­стинк­тов. В ф. «Ли­цо в тол­пе» (1957) К. пре­ду­пре­ж­дал об уг­ро­жаю­щем на­сту­п­ле­нии те­ле­ви­де­ния, пре­вра­щаю­ще­го мас­сы в иг­руш­ку по­ли­тич. аван­тю­ри­стов. Пес­си­ми­стич. взгляд ре­жис­сё­ра на ис­то­рию, про­гресс и че­ло­ве­ка яр­че все­го вы­ра­жен в ф. «Аме­ри­ка, Аме­ри­ка» (по собств. сце­на­рию – о судь­бе сво­его де­да, пе­ре­ехав­ше­го в США; 1963, пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не). Бле­стя­щие ак­тёр­ские ан­самб­ли, до­ве­дён­ная до на­ту­ра­лиз­ма жи­вая про­ра­бот­ка фо­на и ат­мо­сфе­ры дей­ст­вия, за­по­ми­наю­щие­ся в сво­ей про­ти­во­ре­чи­во­сти пер­со­на­жи ста­вят его ра­бо­ты 1950-х и нач. 1960-х гг. в чис­ло луч­ших дос­ти­же­ний амер. ки­но, не­смот­ря на те­ат­раль­ность и тра­ди­ци­он­ность ки­но­язы­ка. В 1960-е гг. К. ста­вил в разл. те­ат­рах пье­сы Т. Уиль­ям­са, Р. Ан­дер­со­на, У. Инд­жа, А. Мил­ле­ра, был од­ним из ди­рек­то­ров ре­пер­ту­ар­но­го те­ат­ра при Лин­кольн­ском цен­тре дра­ма­тич. ис­кусств. Ав­тор ро­ма­нов, в т. ч. «Сдел­ка» («The Arrangement», 1967, од­но­им. фильм – 1969) и «Убий­цы» («Assa­sins», 1972). В 1972 вы­шел ф. «По­се­ти­те­ли», где К. сно­ва об­ра­тил­ся к со­ци­аль­ной про­бле­ме – мо­раль­ной де­гра­да­ции уча­ст­ни­ков вой­ны во Вьет­на­ме. За­вер­шаю­щий твор­че­ст­во ре­жис­сё­ра ф. «По­след­ний маг­нат» (по Ф. С. Фицд­же­рал­ду, 1976) не имел ус­пе­ха преж­них ра­бот. По­чёт­ная пр. Мкф в Бер­ли­не (1996), по­чёт­ная пр. «Ос­кар» (1999).

Соч.: America, America. N. Y., 1962; The ar­ran­gement. N. Y., 1967; The assasins. N. Y., 1972; The understudy. N. Y., 1975; A life. N. Y., 1988.

Лит.: Ciment M. Kazan on Kazan. L., 1973; Ути­лов ВА. Су­мер­ки ци­ви­ли­за­ции. ХХ век в об­раз­ах за­пад­но­го ки­но­эк­ра­на. М., 2001.

Вернуться к началу