Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАВАЛЕРО́ВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 348

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Рубанова
Кадр из фильма «Поезд». 1959.

КАВАЛЕРО́ВИЧ (Kawalerowicz) Ежи (19.1.1922, Гвоз­дец, Поль­ша, ны­не Ива­но-Фран­ков­ская обл., Ук­раи­на – 27.12.2007, Вар­ша­ва), польск. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист, об­ществ. дея­тель. Учил­ся в Ака­де­мии изо­бра­зит. ис­кусств в Кра­ко­ве (1946–49), там же окон­чил ус­ко­рен­ные кур­сы ки­но­под­го­тов­ки (1946). С 1955 по­сто­ян­ный ру­ко­во­ди­тель ки­но­объ­е­ди­не­ния «Кадр» (Вар­ша­ва). Проф. дея­тель­ность на­чи­нал как ас­си­стент ки­но­ре­жис­сё­ра, вто­рой ре­жис­сёр. В 1952 де­бю­ти­ро­вал (совм. с К. Су­мер­ским) ф. «Об­щи­на», рас­ска­зы­ваю­щим об аг­рар­ной ре­фор­ме в по­сле­во­ен­ной Поль­ше. В ди­ло­гии «Цел­лю­ло­за» (в отеч. про­ка­те – «До­ро­ги жиз­ни») и «Под фри­гий­ской звез­дой», по про­из­веде­ни­ям И. Не­вер­ли (1954, пр. Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри) за­мет­ны чер­ты соц­реа­ли­стич. нор­ма­тив­но­сти (клас­со­вый кон­фликт, эво­лю­ция гл. ге­роя от тём­но­го кре­сть­ян­ско­го па­рень­ка к со­зна­тель­но­му уча­ст­ни­ку ра­бо­че­го дви­же­ния), но реа­ли­сти­че­ски точ­ное вос­соз­да­ние эпо­хи, лиц, на­строе­ний, а так­же зре­лое мас­тер­ст­во по­ста­нов­щи­ка сде­ла­ли эту ра­бо­ту од­ним из гл. про­из­ве­де­ний ран­не­го по­сле­во­ен­но­го польск. ки­но­ис­кус­ст­ва. Филь­мы «Тень» (в отеч. про­ка­те – «Кто он?», 1956) и «На­стоя­щий ко­нец боль­шой вой­ны» (в отеч. про­ка­те – «Это­го нель­зя за­быть», 1957) ос­но­ва­ны на те­ме 2-й ми­ро­вой вой­ны, но ре­ше­ны по за­ко­нам по­пу­ляр­ных жан­ров: пер­вый как шпи­он­ский де­тек­тив, вто­рой как пси­хо­ло­гич. трил­лер. В ф. «По­езд» (в отеч. про­ка­те – «За­га­доч­ный пас­са­жир», 1959, пр. Мкф в Ве­не­ции) вос­про­из­ве­де­на мо­дель совр. польск. об­ще­ст­ва, раз­но­об­раз­ных пред­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го объ­е­ди­ня­ет тос­ка по взаи­мо­по­ни­ма­нию. Уни­вер­саль­ная ду­хов­но-эти­че­ская про­бле­ма­ти­ка при­сут­ст­ву­ет в боль­шин­ст­ве по­сле­дую­щих ра­бот К. Наи­бо­лее со­вер­шен­но она вы­ра­же­на в ф. «Мать Ио­ан­на от ан­ге­лов» (по од­но­им. пье­се Я. Иваш­ке­ви­ча, 1961, пр. Мкф в Кан­не, Обер­хау­зе­не). Ут­вер­жде­ние су­ве­рен­но­сти лич­но­сти, её ес­теств. чувств и за­про­сов во­пре­ки кон­сер­ва­тив­ным со­ци­аль­ным, ре­ли­ги­оз­ным и др. ус­та­нов­ле­ни­ям ста­но­вит­ся сквоз­ной те­мой мн. филь­мов ре­жис­сё­ра, дей­ст­вие ко­то­рых про­ис­хо­дит в раз­ные эпо­хи и в раз­ных стра­нах: в Древ­нем Егип­те («Фа­ра­он», по Б. Пру­су, 1966), в Ри­ме пе­рио­да кон­ца им­пе­рии («Quo vadis?», по Г. Сен­ке­ви­чу, 2001), в по­след­ние го­ды жиз­ни На­по­ле­о­на I («Плен­ник Ев­ро­пы», 1989), в си­бир­ской ссыл­ке польск. пов­стан­цев 1890-х гг. («За что?», по Л. Н. Тол­сто­му, 1995), в нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны («Ау­сте­рия», по Ю. Стрый­ков­ско­му, 1982), в 1922, ко­гда на­цио­на­ли­стом-фа­на­ти­ком был убит пер­вый пре­зи­дент не­за­ви­си­мой Поль­ши Г. На­ру­то­вич («Смерть пре­зи­ден­та», 1977, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не), а так­же в совр. дей­ст­ви­тель­но­сти («Иг­ра», 1969; «Мад­да­ле­на», 1970; «Встре­ча в Ат­лан­ти­ке», 1980; «Де­ти Брон­штей­на», 1990). Ра­бо­ты К. от­ли­ча­ют­ся вир­ту­оз­ным по­ве­ст­во­ват. мас­тер­ст­вом, уг­луб­лён­ной ра­бо­той с ак­тё­ра­ми, тон­ко­стью пла­стич. ре­ше­ний. Со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов. Был ини­циа­то­ром соз­да­ния и пред­се­да­те­лем Сою­за польск. ки­не­ма­то­гра­фи­стов (1966–78), с 1980 его поч. пред­се­да­тель. Гос. пр. ПНР (1955, 1966). Юби­лей­ная поч. пр. Мкф в Мо­ск­ве (1979).

Соч.: Więcej niż kino. Warsz., 2001.

Лит.: Со­бо­лев Р. Е. Ка­ва­ле­ро­вич. Филь­мы. Стиль. Ме­тод. М., 1965; Dipont M., Zawi­slin­ski S. Faraon kina. Warsz., 1997.

Вернуться к началу