Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАБУ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 338

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Г. Анарина

КАБУ́КИ (букв. – ре­мес­ло пе­сен­но­го тан­ца), япон. тра­ди­ци­он­ный те­атр. Пер­вое письм. упо­ми­на­ние о тан­цах под назв. «ка­бу­ки-одо­ри» («тан­цы ка­бу­ки»), ис­пол­няв­ших­ся в г. Кио­то, от­но­сит­ся к 1603 (ис­то­рич. ис­точ­ник «То­дай­ки»). Ро­до­на­чаль­ни­цей К. счи­та­ет­ся Оку­ни – тан­цов­щи­ца в син­тои­ст­ском свя­ти­ли­ще Идзу­мо. В нач. 17 в. она ос­но­ва­ла жен­скую труп­пу, вы­сту­пав­шую пе­ред го­ро­жа­на­ми на врем. пло­щад­ках. Вско­ре воз­ник­ли др. труп­пы в Кио­то, Оса­ке и Эдо (с 1869 То­кио). По­сколь­ку в ре­пер­туа­ре жен­ских трупп пре­об­ла­да­ли чув­ст­вен­ные тан­цы и сцен­ки, в 1629 их дея­тель­ность бы­ла за­пре­ще­на как на­ру­шаю­щая за­ко­ны о нрав­ст­вен­но­сти. Поя­ви­лись труп­пы юно­шей с по­хо­жим ре­пер­туа­ром, но и они вско­ре ока­за­лись под за­пре­том. К 1652 сфор­ми­ро­вал­ся тип К., где жен­ские ро­ли ис­пол­ня­ли муж­чи­ны, сло­жи­лось ам­п­луа ис­пол­ни­те­лей жен­ских ро­лей – он­на­га­та, или оя­ма.

Бандо Тамасабуро в роли танцовщицы сирабёси в танцевальной пьесе «Додзёдзи» Фудзимото Тобуна (адаптация для кабуки одноимённой пьесы театра «но»).

К кон. 17 в. К. пред­став­лял со­бой слож­ное мно­го­ча­со­вое кра­соч­ное зре­ли­ще, в хо­де ко­то­ро­го ис­пол­ня­лись мно­го­акт­ные пье­сы, на­пи­сан­ные штат­ны­ми дра­ма­тур­га­ми трупп в со­труд­ни­че­ст­ве с ак­тё­ра­ми. Зна­чит. ме­сто в спек­так­ле от­во­ди­лось тан­цам и пан­то­ми­ме под ак­ком­па­не­мент 3-струн­ной лют­ни (ся­ми­сэн). К. был те­ат­ром го­ро­жан, ре­мес­лен­ни­ков и куп­цов; его рас­цвет в 18 в., ко­гда соз­да­ва­лись ше­дев­ры ре­пер­туа­ра и дос­тиг­ла со­вер­шен­ст­ва иг­ра ак­тё­ров, со­в­пал с об­щим подъ­ё­мом гор. куль­ту­ры. Са­му­ра­ям за­пре­ща­лось по­се­щать спек­так­ли К., ко­то­рые пра­вя­щее со­сло­вие счи­та­ло вуль­гар­ны­ми и не­при­стой­ны­ми. В 1-й пол. 19 в. поя­ви­лись пье­сы на совр. те­мы о жиз­ни раз­бой­ни­ков, гра­би­те­лей, кур­ти­за­нок и др. пред­ста­ви­те­лей гор. ни­зов. В ат­мо­сфе­ре ут­ра­ты нравств. цен­но­стей в об­ще­ст­ве на­ка­ну­не па­де­ния вла­сти во­ен. дво­рян­ст­ва зна­чит. ме­сто в спек­так­лях ста­ли за­ни­мать гру­бо-на­ту­ра­ли­стич. кро­ва­вые и эро­тич. сце­ны. По­сле рес­тав­ра­ции имп. вла­сти в 1868 и всту­п­ле­ния стра­ны на путь кон­сти­туц. мо­нар­хии и ев­ро­пеи­за­ции воз­ник­ло дви­же­ние за об­нов­ле­ние К. Пье­сы на­ча­ли соз­да­вать проф. ли­те­ра­то­ры, не вхо­див­шие в штат трупп. По­ста­нов­ки та­ких пьес ста­ли на­зы­вать син­ка­бу­ки (но­вый К.). К нач. 20 в. те­атр К. был ос­мыс­лен как стро­го ка­но­нич. тра­диц. клас­сич. иск-во, стре­мя­щее­ся к ис­пол­ни­тель­ско­му со­вер­шен­ст­ву и кра­со­те зри­тель­но­го об­раза спек­так­ля (всё слиш­ком на­ту­ра­ли­сти­че­ское и от­кро­вен­но эро­ти­че­ское из­го­ня­лось со сце­ны). С 1960-х гг. на­чал­ся «бум в ка­бу­ки» – за­мет­но воз­рос зри­тель­ский ин­те­рес, ор­га­ни­зо­вы­ва­лись но­вые труп­пы, про­во­ди­лись за­ру­беж­ные га­ст­ро­ли (пер­вые со­стоя­лись в СССР в 1928), в 1966 был по­стро­ен пер­вый гос. Нац. те­атр в То­кио. С 1986 поя­ви­лись спек­так­ли т. н. су­перка­бу­ки, ини­циа­то­ром ко­то­рых стал зна­ме­ни­тый то­кий­ский ак­тёр Ити­ка­ва Эн­но­скэ III, по­ста­вив­ший пье­су о под­ви­гах бо­га­ты­ря Яма­то Та­кэ­ру. Для спек­так­ля бы­ли соз­да­ны но­вые кос­тю­мы, ис­поль­зо­ва­лись совр. сце­нич. тех­но­ло­гии, све­то­вые и зву­ко­вые эф­фек­ты. Спек­так­ли су­перка­бу­ки не­ред­ко про­во­дят­ся на не­тра­диц. сце­нич. пло­щад­ках. На ру­бе­же 20–21 вв. К. су­ще­ст­ву­ет и как проф. сце­нич. иск-во, и в фор­ме лю­би­тель­ских спек­так­лей в го­ро­дах (в сту­денч. сре­де, а так­же сре­ди зна­то­ков тра­диц. ис­кусств, по­том­ст­вен­ных те­ат­ра­лов) и в сель­ской ме­ст­но­сти (иг­ра­ют­ся чле­на­ми сель­ских об­щин во вре­мя про­ве­де­ния ме­ст­ных ри­туа­лов и празд­ни­ков – т. н. фольк­лор­ный ва­ри­ант ка­бу­ки).

Сцена из спектакля «Сукэроку» Цуути Дзихэй II (слева – Итикава Дандзюро XII в роли Сукэроку, Накамура Сюдзаэмон в роли куртизанки Агамаку). Театр «Кабукидза».

К. рас­по­ла­га­ет клас­сич. ре­пер­туа­ром при­мер­но из 400 пьес (ис­то­ри­че­ские – опи­ра­лись на ле­ген­дар­ные сю­же­ты, взя­тые из во­ен. эпо­пей; бы­то­вые – по­ве­ст­во­ва­ли о люб­ви, се­мей­ных от­но­ше­ни­ях, сен­са­ци­он­ных про­ис­ше­ст­ви­ях; тан­це­валь­ные – соз­да­ва­лись на ос­но­ве ска­зок или фан­та­стич. ле­генд); во мно­гих дра­мах при­сут­ст­во­ва­ли сверхъ­ес­те­ст­вен­ные си­лы в ви­де бо­гов, при­зра­ков, де­мо­нов. Сре­ди зна­ме­ни­тых дра­ма­тур­гов – Ти­ка­ма­цу Монд­заэ­мон (кон. 17 – нач. 18 вв.), Цу­руя Нам­бо­ку IV (кон. 18 – нач. 19 вв.), Ка­ва­та­кэ Мо­куа­ми (19 в.). Ка­ж­дый дра­ма­тург пи­сал для оп­ре­де­лён­ных ис­пол­ни­те­лей и со­гла­со­вы­вал с ни­ми текст пье­сы, счи­тав­шей­ся при­над­леж­но­стью те­ат­ра, а не ли­те­ра­ту­ры (она мог­ла мно­го­крат­но под­вер­гать­ся пе­ре­дел­кам по­сле­дую­щи­ми по­ко­ле­ния­ми ак­тё­ров). Так, Ти­ка­ма­цу пи­сал для ак­тё­ра Са­ка­та То­дзю­ро, а Цу­руя Нам­бо­ку – для Ма­цу­мо­то Ко­си­ро V и Оноэ Ки­ку­го­ро III. К. – ак­тёр­ский те­атр, в ко­то­ром пье­са яв­ля­ет­ся по­во­дом для по­ка­за мас­тер­ст­ва ак­тё­ра. При всей реа­ли­стич­но­сти тек­ста он все­гда ра­зыг­ры­ва­ет­ся в ус­лов­ной, сим­во­лич. и гро­те­ско­вой ма­не­ре с ис­поль­зо­ва­ни­ем зву­ко­во­го и све­то­во­го оформ­ле­ния. Изо­щрён­ное мас­тер­ст­во ак­тё­ра К. скла­ды­ва­ет­ся из ис­кус­ст­ва на­не­се­ния гри­ма, уме­ния но­сить бо­га­тый те­ат­раль­ный кос­тюм и слож­ней­шие па­ри­ки, ат­ле­тич. пла­сти­ки с эле­мен­та­ми ак­ро­ба­ти­ки, а так­же из ис­кус­ст­ва иг­ры с пред­ме­та­ми, вла­де­ния ору­жи­ем, пан­то­ми­мич. и тан­це­валь­ной тех­ни­ки, дек­ла­ма­ции и пе­ния (напр., что­бы толь­ко уча­ст­во­вать в сце­нах по­един­ков, ак­тёр дол­жен ос­во­ить бо­лее 200 ка­но­нич. дви­же­ний). Слож­ная сце­но­гра­фия с мас­сив­ны­ми де­ко­ра­ция­ми, жи­во­пис­ны­ми зад­ни­ка­ми и мно­же­ст­вом бу­та­фо­рии, ак­сес­суа­ров вклю­ча­ет и осо­бую сце­нич. пло­щад­ку с при­мы­каю­щим к ней и иду­щим че­рез весь зал по­мос­том ха­на­ми­ти (цве­точ­ная тро­па); ог­ром­ное те­ат­раль­ное зда­ние до­пол­ня­ет ат­мо­сфе­ру К. В К. су­ще­ст­ву­ет культ актё­ров-звёзд. Ве­ли­ки­ми ак­тё­ра­ми со­времен­но­сти на ру­бе­же 20–21 вв. при­зна­ны Ити­ка­ва Данд­зю­ро XII, Ити­ка­ва Эн­но­скэ III, На­ка­му­ра Ки­ти­эмон, Бан­до Та­ма­са­бу­ро. Про­фес­сия ак­тё­ра К. яв­ля­ет­ся се­мей­ной, пе­ре­да­ёт­ся по на­след­ст­ву от от­ца к сы­ну (род­но­му или усы­нов­лён­но­му); са­мые из­вест­ные – ди­на­стии ак­тё­ров Ити­ка­ва и На­ка­му­ра. Как пра­ви­ло, ак­тёр ов­ла­де­ва­ет ли­бо муж­ским ам­п­луа, ли­бо ста­но­вит­ся ис­пол­ни­те­лем жен­ских ро­лей. Ов­ла­де­ние тех­ни­кой про­ис­хо­дит в те­че­ние 15 лет и бо­лее (обу­че­ние на­чи­на­ет­ся в се­мье с 6 лет и со­вер­шен­ст­ву­ет­ся всю жизнь). Под­лин­ны­ми хра­ни­те­ля­ми тра­ди­ций К. яв­ля­ют­ся то­кий­ские те­ат­ры «Ка­бу­кид­за» (Тра­диц. те­атр К.) и «Ко­ку­ри­цу гэ­кид­зё» (Нац. те­атр; толь­ко здесь мож­но уви­деть тра­диц. спек­так­ли, по­став­лен­ные с со­блю­де­ни­ем всех ка­но­нов). С 1985 клас­сич. спек­так­ли К. ста­ли да­вать­ся в те­ат­ре «Ка­на­ма­руд­за» (ста­рейшее из со­хра­нив­ших­ся те­ат­раль­ных зда­ний К.; по­строе­но в 1835) на о. Си­ко­ку, в под­лин­ном ин­терь­е­ре ста­рин­но­го за­ла с мес­та­ми для зри­те­лей в ми­ниа­тюр­ных ого­ро­жен­ных ло­жах без кре­сел и стуль­ев. Пуб­ли­ка рас­по­ла­га­ет­ся на на­поль­ных со­ло­мен­ных ма­тах и по­душ­ках. Спек­так­ли иг­ра­ют­ся толь­ко при ес­теств. ос­ве­ще­нии, по­во­рот­ный круг на сце­не при­во­дит­ся в дви­же­ние ра­бо­чи­ми сце­ны.

Совр. те­атр К. да­ёт воз­мож­ность уви­деть ка­но­нич. тра­диц. по­ста­нов­ки, но­вей­шие экс­пе­рим. спек­так­ли су­перка­бу­ки и ре­кон­ст­рук­ции ста­рин­ных пред­став­ле­ний.

Лит.: Япон­ский те­атр. Л.; М., 1928; Гун­дзи М. Япон­ский те­атр Ка­бу­ки. М., 1969; Гри­ше­ле­ва Л. Д. Те­атр со­вре­мен­ной Япо­нии. М., 1977; Кин Д. Япон­ская ли­те­ра­ту­ра XVII–XIX сто­ле­тий. М., 1978.

Вернуться к началу