Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЙОСС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 298

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова, Э. Реблинг
Сцена из балета «Зелёный стол» на музыку Ф. Коэна. Хореограф К. Йосс.

ЙОСС (Jooss) Курт (12.1.1901, Вас­се­раль­фин­ген – 22.5.1979, Хей­льб­ронн), нем. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. В 1919–21 учил­ся в Выс­шей муз. шко­ле в Штут­гар­те, за­тем ра­бо­тал с Р. фон Ла­ба­ном как тан­цов­щик и ас­си­стент по­ста­нов­щи­ка в те­ат­рах Ман­гей­ма и Гам­бур­га. В 1924–26 хо­рео­граф и ре­жис­сёр те­ат­ра в Мюн­сте­ре, где совм. с ба­ле­ри­ной А. Си­мо­ла, комп. Ф. Ко­эном, ар­ти­стом и хо­рео­гра­фом З. Ле­де­ром и худ. Х. Хек­ро­том ор­га­ни­зо­вал труп­пу «Нойе Танц­бю­не», ста­вил ба­лет­ные но­ме­ра в экс­прес­сио­ни­ст­ской ма­не­ре: «Пер­сид­ская сказ­ка» Э. Вел­ле­са (1924), «Де­мон» П. Хин­де­ми­та (1925) и др. Изу­чал клас­сич. та­нец в Ве­не и Па­ри­же. В 1927 стал од­ним из ос­но­ва­те­лей шко­лы «Фольк­ванг» в Эс­се­не, где в 1927–33 и 1949–68 (проф. с 1963) ру­ко­во­дил от­де­ле­ни­ем тан­ца (ны­не ве­ду­щая ев­роп. шко­ла совр. тан­ца). В 1928 ор­га­ни­зо­вал труп­пу «Фольк­ванг-танц­теа­тер». В 1930–32 был так­же гл. хо­рео­гра­фом в Опер­ном те­ат­ре в Эс­се­не. Сре­ди по­ста­но­вок: «Ко­роль Дроз­до­бо­род» на муз. В. А. Мо­цар­та, «Ком­на­та № 13» Ко­эна и «Па­ва­на на смерть ин­фан­ты» на муз. М. Ра­ве­ля (все 1929), «Пет­руш­ка» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1930), «Блуд­ный сын» С. С. Про­кофь­е­ва (1931), «Пуль­чи­нел­ла» Стра­вин­ско­го, «Боль­шой го­род» на муз. А. Танс­ма­на и «Бал в ста­рой Ве­не» на муз. Й. Лан­не­ра (все 1932). Й. – ос­но­во­по­лож­ник совр. нем. «те­ат­ра тан­ца». Его твор­че­ст­во бы­ло на­прав­ле­но на соз­да­ние тан­це­валь­ной дра­мы но­во­го ти­па, соединяющей та­нец мо­дерн с тех­ни­кой клас­сич. тан­ца и не­ба­лет­ной пан­то­ми­мы, с эле­мен­та­ми дра­ма­тич. те­ат­ра, опе­ры и опе­рет­ты. Его творч. прин­ци­пы во мно­гом со­от­вет­ст­во­ва­ли тео­рии «эу­ки­не­ти­ки» Ла­ба­на. Об­ра­щал­ся к но­вым для ба­лет­но­го те­ат­ра те­мам. «Зе­лё­ный стол» на муз. Ко­эна – пер­вый ба­лет с яр­ко вы­ра­жен­ной по­ли­тич. и ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ской на­прав­лен­но­стью (1-я пр. на Ме­ж­ду­нар. кон­кур­се хо­рео­гра­фов в Па­ри­же, 1932), до сих пор со­хра­ня­ет­ся в ре­пер­туа­ре нем. и др. те­ат­ров, став клас­си­кой совр. тан­ца. В 1933 Й. эмиг­ри­ро­вал вме­сте со сво­ей труп­пой, по­лу­чив­шей назв. «Бал­ле Йосс», в Анг­лию и обос­но­вал­ся в Дар­линг­то­не, где от­крыл собств. шко­лу. Га­ст­ро­ли­ро­вал в Аме­ри­ке и Ев­ро­пе. Ус­пе­хом поль­зо­ва­лись ба­ле­ты: «Семь ге­ро­ев» на муз. Г. Пёр­сел­ла – Ко­эна и «Блуд­ный сын» Ко­эна (оба 1933), «Се­го­дня ве­че­ром Ио­ганн Штра­ус» (1935), «Ком­па­ния на по­стоя­лом дво­ре» на муз. Л. ван Бет­хо­ве­на – Кука (1943), «Пан­до­ра» Р. Гер­хар­да (1974) и др. По­сле 1945 ра­бо­тал так­же в Опер­ном те­ат­ре Сан­ть­я­го (Чи­ли); ста­вил ба­ле­ты в Дюс­сель­дор­фе, Сток­голь­ме, для фес­ти­ва­лей в Швет­цин­ге­не и Зальц­бур­ге. Твор­че­ст­во Й., круп­ней­ше­го пред­ста­ви­те­ля экс­прес­сио­низ­ма в тан­це, ока­за­ло боль­шое влия­ние на раз­ви­тие ми­ро­во­го хо­рео­гра­фич. иск-ва. Сре­ди его уче­ни­ков: П. Ба­уш, С. Лин­ке, Р. Хоф­ман. В 2001 в Эс­се­не ос­но­ван Фонд Й. и уч­ре­ж­де­на Ме­ж­ду­нар. пр. за совр. хо­рео­гра­фию им. Йос­са.

Лит.: K. Jooss / Hrsg. A. Markard, H. Mar­kard. Köln, 1985; Schmidt J. Tanztheater in Deutschland. Fr./M., 1992; Stöckemann P. Etwas ganz Neues muß nun ent­stehen: K. Jooss und das Tanztheater. Münch., 2002.

Вернуться к началу