Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЙЕ́СНЕР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 282

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Вареникова
Кадр из фильма «Чёрная лестница». Режиссёры Л. Йеснер и П. Лени.

ЙЕ́СНЕР (Jessner) Ле­о­польд (3.3.1878, Кё­нигс­берг – 13.12, по др. све­де­ни­ям, 30.10.1945, Лос-Анд­же­лес), нем. ре­жис­сёр. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель те­ат­раль­но­го экс­прес­сио­низ­ма. На­чи­нал как ак­тёр. В 1905–15 ру­ко­во­дил «Та­лия теа­тер» в Гам­бур­ге, в 1915–19 – «Нойе ша­уш­пиль­ха­ус» в Кё­нигс­бер­ге, в 1919–30 – Бер­лин­ским гос. те­ат­ром. В кон. 1910-х – 1920-х гг. ак­тив­но со­труд­ни­чал с ак­тёром Ф. Корт­не­ром. Сре­ди по­ста­но­вок: «Тар­тюф» Моль­е­ра (1911), «Пер Гюнт» Г. Иб­се­на (1915), «Хи­дал­ла» (1916) и «Мар­киз фон Кейт» (1920) Ф. Ве­де­кин­да, «Виль­гельм Телль» Ф. Шил­ле­ра (1919), «Мак­бет» (1922) и «Гам­лет» (1926) У. Шек­спи­ра, «На­стоя­щие Зе­де­мун­ды» Э. Бар­ла­ха (1922), «На­по­ле­он, или Сто дней» К. Д. Граб­бе (1922). Ре­жис­сёр­скую сти­ли­сти­ку Й. от­ли­ча­ли ан­ти­на­ту­ра­ли­сти­че­ская, с аф­фек­ти­ро­ван­ной жес­ти­ку­ля­ци­ей и рез­кой пла­сти­кой ма­не­ра ак­тёр­ской иг­ры, обу­слов­лен­ная ми­ни­ма­ли­ст­ской сце­но­гра­фи­ей, ис­поль­зо­ва­ние му­зы­ки, шу­мо­вых и све­то­вых эф­фек­тов для соз­да­ния ат­мо­сфе­ры рас­те­рян­но­сти и ужа­са. Ха­рак­тер­ное для экс­прес­сио­ни­ст­ско­го те­ат­ра вни­ма­ние к сце­нич. сим­во­ли­ке цве­та наи­бо­лее яр­ко про­яви­лось в шек­спи­ров­ских по­ста­нов­ках: крас­ный цвет как лейт­мо­тив в «Ри­чар­де III» (1920), кон­траст бе­ло­го и чёр­но­го в «Отел­ло» (1921). В спек­так­лях кон. 1920-х гг. Й. вы­шел за пре­де­лы экс­прес­сио­ни­ст­ской эс­те­ти­ки; в «Ко­ро­ле Ли­ре» Шек­спи­ра и «Эди­пе в Ко­ло­не» Со­фок­ла (оба 1929) про­сле­жи­ва­ют­ся чер­ты, близ­кие эпи­чес­ко­му те­ат­ру. Са­мое из­вест­ное но­во­вве­де­ние ре­жис­сё­ра – т. н. ле­ст­ни­ца Йес­не­ра, впер­вые ис­поль­зо­ван­ная в 1919 в по­ста­нов­ке «Виль­гель­ма Тел­ля» (худ. Э. Пир­хан). С по­мо­щью воз­двиг­ну­той на пус­той сце­не ле­ст­ни­цы Й. дро­бил сце­нич. про­стран­ст­во на мно­же­ст­во пло­ща­док, на ка­ж­дой из ко­то­рых раз­ви­вал­ся свой сю­жет, что по­зво­ля­ло обо­зна­чить так­же и пе­ре­ме­ну мес­та дей­ст­вия. По­сле вы­хо­да пер­во­го филь­ма в по­ста­нов­ке Й. («Чёр­ная ле­ст­ни­ца», 1921, совм. с П. Ле­ни) этот тип де­ко­ра­ции по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в экс­прес­сио­ни­ст­ском ки­не­ма­то­гра­фе, напр. у Ф. В. Мур­нау, Ф. Лан­га, Г. В. Паб­ста. В 1928–30 Й. – гл. управ­ляю­щий гос. те­ат­ров Бер­ли­на. В 1933 эмиг­ри­ро­вал. Га­ст­ро­ли­ро­вал по стра­нам Вост. Ев­ро­пы, в 1936 по­ста­вил неск. спек­так­лей в те­ат­ре «Га­би­ма» в Тель-Ави­ве. Ре­жис­сёр филь­мов: «Дух зем­ли» (1923), «Ма­рия Стю­арт» (1927) – оба в Гер­ма­нии, «Де­ти ту­ма­на» (1935, Ве­ли­ко­бри­та­ния). С 1937 в США. По­след­ние го­ды жиз­ни Й. про­шли в Гол­ли­ву­де.

Соч.: Экс­прес­сио­низм // Ис­кус­ст­во ре­жис­су­ры за ру­бе­жом. СПб., 2004.

Лит.: Гвоз­дев А. А. Те­атр по­сле­во­ен­ной Гер­ма­нии. Л.; М., 1933; Jhering H. Von Rein­hardt bis Brecht. B., 1961. Bd 3; Heilmann M. L. Jessner – Intendant der Republik. Der Weg eines deutsch-jüdischen Regisseurs aus Ost­preu­ßen. Tüb., 2005; Grange W. Historical dictionary of German theater. Lanham, 2006.

Вернуться к началу