Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОСЕЛИА́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 576

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. М. Шилова
Кадр из фильма «Сады осенью». 2006. В центре – О. Д. Иоселиани. Архив БРЭ

ИОСЕЛИА́НИ Отар Да­ви­до­вич (р. 2.2.1934, Тиф­лис, ны­не Тби­ли­си), груз. ки­но­ре­жис­сёр, нар. арт. Груз. ССР (1984). В 1953–55 учил­ся на ме­ха­ни­ко-ма­те­матич. ф-те МГУ. Ра­бо­тал ас­си­стен­том ре­жис­сё­ра, мон­та­жё­ром на ки­но­сту­дии «Гру­зия-фильм», ре­жис­сё­ром на Тби­лис­ской сту­дии хро­ни­каль­но-до­ку­мен­таль­ных филь­мов. С 1961 ре­жис­сёр и сце­на­рист ки­но­сту­дии «Гру­зия-фильм». В 1965 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская А. П. Дов­жен­ко, М. Э. Чиа­у­ре­ли). С 1979 ра­бо­та­ет во Фран­ции. Сняв свои пер­вые иг­ро­вые филь­мы («Лис­то­пад», 1968, пр. Мкф в Кан­не; «Жил пев­чий дрозд», 1971; «Пас­то­раль», 1976, пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не, 1982) в до­ку­мен­таль­ной сти­ли­сти­ке, в даль­ней­шем ре­жис­сёр об­ле­ка­ет свои за­мыс­лы в ус­лов­ную, ме­та­фо­рич. кон­струк­цию, ар­ти­стич­но и по­сле­до­ва­тель­но об­на­жаю­щую тра­гизм со­вре­мен­но­сти. В филь­мах И. нет сквоз­но­го сю­же­та, ком­по­зи­ция стро­ит­ся по прин­ци­пу муз. лейт­мо­ти­вов, в бес­ко­неч­ных взаи­мо­дей­ст­ви­ях и пре­об­ра­же­ни­ях ко­то­рых ро­ж­да­ет­ся об­раз ухо­дя­ще­го ми­ра куль­ту­ры, ари­сто­кра­тиз­ма, ду­хов­но­сти, че­ло­веч­но­сти. Ав­тор­ская ин­то­на­ция по­сте­пен­но – от филь­мов «Фа­во­ри­ты лу­ны» (1984, пр. Мкф в Ве­не­ции), «Охо­та на ба­бо­чек» (1992, пр. Мкф в Ве­не­ции, Мо­ск­ве, Бер­ли­не) к ф. «Са­ды осе­нью» (2006) – ста­но­вит­ся всё жёст­че, яз­ви­тель­нее, а про­ти­во­стоя­щие ду­хов­но­му и ду­шев­но­му ос­ку­де­нию ге­рои (чу­да­ки, ста­ри­ки, под­ро­ст­ки) – бес­по­мощ­нее, те­ряя ау­ру из­бран­ни­ков. Своё тол­ко­ва­ние фи­лос. про­блем про­стран­ст­ва и вре­ме­ни, за­ко­нов бы­тия, со­от­но­ше­ния слу­чай­но­го и за­ко­но­мер­но­го И. во­пло­ща­ет в фор­мах бес­ко­неч­ной иг­ры с фраг­мен­та­ми рас­сы­паю­щей­ся, ут­ра­чиваю­щей гар­мо­нию ре­аль­но­сти. Сре­ди др. филь­мов: «Ап­рель» (1962, вы­шел на эк­ра­ны в 1972), «Семь пьес для чёр­но-бе­ло­го ки­но» (1982), «И стал свет» (1989, пр. Мкф в Ве­не­ции), «Раз­бой­ни­ки. Гла­ва VII» (1996, пр. Мкф в Ве­неции), «Про­щай, дом род­ной» (1999, в отеч. про­ка­те – «In vino veritas»), «Ут­ро по­не­дель­ни­ка» (2002, пр. Мкф в Бер­ли­не). По­ста­вил до­ку­мен­таль­ные филь­мы: «Чу­гун» (1964), «Ста­рые гру­зин­ские пес­ни» (1969), «Стра­на бас­ков. Ле­то 1982» (1982), «Ма­лень­кий мо­на­стырь в Тос­ка­не» (1988). Ра­бо­та­ет на ТВ (до­ку­мен­таль­ный ф. «Гру­зия од­на», 1994). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев мн. сво­их филь­мов.

Лит.: Це­ре­те­ли К. Три­ло­гия О. Ио­се­лиа­ни // Ки­но­па­но­ра­ма. М., 1981. Вып. 3; Лип­ков А. О. Ио­се­лиа­ни. Про­фес­сия или при­зва­ние // Про­фес­сия или при­зва­ние. М., 1991; Ан­нин­ский Л. А. Позд­ние сле­зы. М., 2006.

Вернуться к началу