Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОГАНСО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 539

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Соколов-Каминский
Х. Иогансон в партии Мутчи («Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи). Архив БРЭ

ИОГАНСО́Н (Johansson) Хри­сти­ан (Хри­сти­ан Пет­ро­вич) [20.5.1817, Сток­гольм – 12(25).12.1903, С.-Пе­тер­бург], швед. и рос. ар­тист ба­ле­та, пе­да­гог. Хо­рео­гра­фич. об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в те­ат­раль­ном уч-ще Сток­голь­ма. Со­вер­шен­ст­во­вал­ся в Ко­пен­га­ге­не у А. Бур­нон­ви­ля. В 1836 де­бю­ти­ро­вал на сце­не Ко­ро­лев­ско­го те­ат­ра (Сток­гольм), с 1837 пер­вый тан­цов­щик труп­пы, парт­нёр М. Таль­о­ни. С 1841 ра­бо­тал в С.-Пе­тер­бур­ге. Дебю­ти­ро­вал с Е. И. Ан­д­рея­но­вой. Вир­ту­оз­ный клас­сич. тан­цов­щик и ве­ли­ко­леп­ный парт­нёр, И. от­ли­чал­ся под­чёрк­ну­тым изя­ще­ст­вом ма­нер и по­зи­ро­вок, об­на­ру­жи­вая аб­со­лют­ную вы­ве­рен­ность тан­ца. Пер­вый ис­пол­ни­тель пар­тий в по­ста­нов­ках: А. Ти­тю­са (пол­ков­ник Блен­валь – «Две тёт­ки, или На­стоя­щий и про­шед­ший век» К. Ф. Альб­рех­та), Ж. Пер­ро (Аль­ва­рец, жи­во­пи­сец – «Меч­та ху­дож­ни­ка» и Пер­вый тан­цор – «Ба­лет­мей­стер в хло­по­тах» Ч. Пу­ньи, Ва­лен­тин – «Фа­уст» Дж. Па­ниц­цы и Пу­ньи), А. Сен-Ле­о­на (Мут­ча – «Ко­нёк-Гор­бу­нок» Пу­ньи, Франц – «Па­ке­рет­та» Ф. Бе­нуа и Пу­ньи), М. И. Пе­ти­па (граф Ланд­штейн – «Брак во вре­ме­на ре­гент­ст­ва», Эс­мар – «Ли­ван­ская кра­са­ви­ца, или Гор­ный дух» Пу­ньи) и др. С кон. 1840-х гг. стал вы­сту­пать и в пан­то­мим­ных ро­лях, про­явив не­за­уряд­ное ак­тёр­ское да­ро­ва­ние: Грен­гу­ар, ху­дож­ник Саль­ва­тор Ро­за («Эс­ме­раль­да», «Ка­та­ри­на, дочь раз­бой­ни­ка» Пу­ньи). Пре­по­да­вал клас­сич. та­нец в С.-Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще с 1860, офи­ци­аль­но за­чис­лен в штат в 1869. Сре­ди уче­ни­ков: П. А. Гердт, Н. Г. Ле­гат (см. Ле­гат, се­мья), М. Ф. Кше­син­ская, О. И. Пре­об­ра­жен­ская, А. П. Пав­ло­ва, Т. П. Кар­са­ви­на. Вы­со­ко це­ня пе­да­го­гич. та­лант И., Пе­ти­па бы­вал на его уро­ках и не­ред­ко брал из класс­ных уп­раж­не­ний ма­те­ри­ал для сво­их ба­ле­тов. Дея­тель­ность И. свя­за­ла рус. ба­лет­ную тра­ди­цию с дат­ской шко­лой клас­сич. тан­ца, а че­рез неё (Бур­нон­виль был уче­ни­ком О. Вест­ри­са) с тра­ди­ци­ей вир­ту­оз­но­го муж­ско­го ис­пол­ни­тель­ст­ва 18 в.

Лит.: Ма­те­риа­лы по ис­то­рии рус­ско­го ба­ле­та / Сост. М. Бо­ри­сог­леб­ский. Л., 1938; Кра­сов­ская В. Рус­ский ба­лет­ный те­атр от воз­ник­но­ве­ния до се­ре­ди­ны XIX в. Л.; М., 1958; Де­ген А. Б., Ступ­ни­ков И. В. Пе­тер­бург­ский ба­лет, 1903–2003. СПб., 2004.

Вернуться к началу