Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИВА́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 643-644

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Красовская
Л. И. Иванов – Конрад («Корсар» А. Адана).
Сцена из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Хореограф Л. И. Иванов.

ИВА́НОВ Лев Ива­но­вич [18.2(2.3).1834, Мо­ск­ва – 11(24).12.1901, С.-Пе­тер­бург], рос. ар­тист ба­ле­та, ба­лет­мей­стер. В 1844–1852 учил­ся в С.-Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще, за­ни­мал­ся клас­сич. тан­цем у А. И. Пи­ме­но­ва, Фре­де­ри­ка, Э. Гред­лю, Ж. А. Пе­ти­па. В 1852 за­чис­лен в кор­де­ба­лет С.-Пе­терб. ба­лет­ной труп­пы. Вы­сту­пал парт­нё­ром Е. И. Ан­д­рея­но­вой и Т. П. Смир­но­вой. В 1869, по­сле на­зна­че­ния М. И. Пе­ти­па ба­лет­мей­сте­ром С.-Пе­терб. ба­лет­ной труп­пы, за­нял по­ло­же­ние пер­во­го тан­цов­щи­ка, но вско­ре ус­ту­пил пер­вен­ст­во П. А. Герд­ту. Сре­ди пар­тий: Феб и Клод Фрол­ло («Эс­ме­раль­да» Ч. Пу­ньи), Со­лор («Бая­дер­ка» Л. Ф. Мин­ку­са), Кон­рад («Кор­сар» А. Ада­на), Ко­лен («Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» П. Гер­те­ля). По­след­ний раз вы­сту­пил на сце­не в 1893. С 1858 пре­пода­вал в млад­ших клас­сах С.-Пе­терб. те­ат­раль­но­го уч-ща; у не­го на­чи­на­ли учить­ся Е. О. Ва­зем, М. Ф. Кше­син­ская, О. И. Пре­об­ра­жен­ская, А. Я. Ва­га­но­ва. В 1882 на­зна­чен ре­жис­сё­ром С.-Пе­терб. ба­лет­ной труп­пы, во­зоб­нов­лял ста­рые спек­так­ли и ста­вил тан­цы в опе­рах; с 1885 вто­рой ба­лет­мей­стер Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. Об­ла­дая фе­но­ме­наль­ны­ми муз. спо­соб­но­стя­ми (мог по слу­ху за­пом­нить и ис­пол­нить му­зы­ку к це­ло­му ба­ле­ту), имен­но в му­зы­ке ви­дел ис­точ­ник хо­рео­гра­фич. об­раз­но­сти. В 1887 в тра­ди­ци­ях ро­ман­тич. ба­ле­та по­ста­вил «Оча­ро­ван­ный лес» Р. Дри­го и (совм. с М. И. Пе­ти­па) «Гар­лем­ский тюль­пан» Б. А. Фи­тин­гоф-Ше­ля, в ко­то­рых со­че­тал мо­ти­вы фан­та­сти­ки и фольк­ло­ра, в 1890 – «По­ло­вец­кие пля­ски» для пре­мье­ры опе­ры А. П. Бо­ро­ди­на «Князь Игорь», в 1892 – сла­вян­ские тан­цы для 1-го и 2-го ак­тов опе­ры-ба­ле­та «Мла­да» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. В по­ста­нов­ке ба­ле­та «Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го (1892) в ос­но­ву тан­це­валь­но­го дей­ст­вия бы­ли по­ло­же­ны прин­ци­пы муз.-сим­фо­нич. раз­ви­тия (осо­бой уда­чей стал «Та­нец снеж­ных хлопь­ев»). В 1894 в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре впер­вые бы­ла ис­пол­не­на 2-я кар­ти­на «Ле­бе­ди­но­го озе­ра» Чай­ков­ско­го в по­ста­нов­ке И., в 1895 – 4-я кар­ти­на ба­ле­та (1-ю и 3-ю кар­ти­ны по­ста­вил Пе­ти­па). Про­дол­жая тра­ди­ции рус. хо­рео­гра­фии 19 в., И. при­дал сим­фо­нич. мас­штаб­ность ан­самб­лям ле­бе­дей, раз­ра­бо­тав их во взаи­мо­дей­ст­вии с ли­ри­ко-тра­ге­дий­ным об­ра­зом гл. ге­рои­ни ба­ле­та. Уг­лу­бить опы­ты сим­фо­ни­за­ции И. уда­лось во «Вто­рой вен­гер­ской рап­со­дии» на муз. Ф. Лис­та, впер­вые ис­пол­нен­ной в 1900 как встав­ной но­мер в ба­ле­те «Ко­нёк-Гор­бу­нок» Пу­ньи. Смерть не да­ла И. за­вер­шить по­ста­нов­ку «Силь­вии» Л. Де­ли­ба, её за­кон­чил Гердт. Б. В. Асафь­ев на­звал И. «ду­шой рус­ско­го ба­ле­та».

Соч.: Мои вос­по­ми­на­ния // Со­вет­ский ба­лет. 1987. № 1.

Лит.: Асафь­ев Б. В. Избр. тру­ды. М., 1954. Т. 2; Сло­ним­ский Ю. П. И. Чай­ков­ский и ба­лет­ный те­атр его вре­ме­ни. М., 1956; Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр вто­рой по­ло­ви­ны XIX в. Л.; М., 1963; Де­ми­дов А. П. «Ле­бе­ди­ное озе­ро». М., 1985.

Вернуться к началу