Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАНЬКОВЕ́ЦКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 234

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




М. К. Заньковецкая в роли Цвиркунки (опера «Черноморцы» Н. В. Лысенко).

ЗАНЬКОВЕ́ЦКАЯ (псевд.; наст. фам. Ада­сов­ская) Ма­рия Кон­стан­ти­нов­на [22.7(3.8).1860, дер. Зань­ки Не­жин­ско­го у. Чер­ни­гов­ской губ. – 4.10.1934, Ки­ев], укр. ак­три­са и те­ат­раль­ный дея­тель, нар. арт. УССР (1922). Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков укр. нац. проф. те­ат­ра. Ро­ди­лась в се­мье обед­нев­ше­го по­ме­щи­ка. Учи­лась в ча­ст­ном пан­сио­не в Чер­ни­го­ве, бра­ла уро­ки пе­ния на Гель­синг­форс­ском от­де­ле­нии С.-Пе­терб. конс. (об­ла­да­ла кра­си­вым мец­цо-со­пра­но). В 1882 де­бю­ти­ро­ва­ла на проф. сце­не в ро­ли На­тал­ки-Пол­тав­ки в од­но­им. пье­се И. П. Кот­ля­рев­ско­го (Ели­за­вет­град, труп­па М. Л. Кро­пив­ниц­ко­го). Ра­бо­та­ла в круп­ней­ших укр. труп­пах под рук. М. П. Ста­риц­ко­го, Н. К. Са­дов­ско­го, П. К. Сак­са­ган­ско­го, И. К. Кар­пен­ко-Ка­ро­го и др. Об­ла­да­ла силь­ным тем­пе­ра­мен­том, яр­кой эмо­цио­наль­но­стью, по­ко­ряю­щей жен­ст­вен­но­стью и обая­ни­ем. Её иг­ру от­ли­ча­ли бла­го­род­ная мяг­кость в са­мые тра­гич. ми­ну­ты, точ­ность и ску­пость жес­та, бле­стя­щая тех­ни­ка сце­нич. ре­чи. Сре­ди ро­лей – Га­ля («На­зар Сто­до­ля» Т. Г. Шев­чен­ко), Оле­на, Зинь­ка («По­ка солн­це взой­дёт, ро­са очи вы­ест», «Ми­ро­ед, или Па­ук» Кро­пив­ниц­ко­го), Ха­ри­ти­на, Со­фия («Най­мич­ка», «Бес­та­лан­ная» Кар­пен­ко-Ка­ро­го), Аза («Цы­ган­ка Аза» Ста­риц­ко­го), Ак­сю­ша («Лес» А. Н. Ост­ров­ско­го), Цвир­кун­ка (опе­ра Н. В. Лы­сен­ко «Чер­но­мор­цы»). З. мно­го га­ст­ро­ли­ро­ва­ла и бы­ла пер­вой укр. ак­три­сой, за­вое­вав­шей при­зна­ние ши­ро­кой пуб­ли­ки по всей Рос­сии. В 1907 вме­сте с Са­дов­ским ор­га­ни­зо­ва­ла 1-й укр. ста­цио­нар­ный те­атр в Кие­ве. В 1918 воз­глав­ля­ла Нар. те­атр в Не­жи­не и уча­ст­во­ва­ла (совм. с Сак­са­ган­ским) в соз­да­нии Нар. те­ат­ра в Кие­ве (ны­не Укр. дра­ма­тич. те­атр им. М. Зань­ко­вец­кой во Льво­ве). Сня­лась в филь­мах «На­тал­ка-Пол­тав­ка», «Бат­рач­ка», «Ос­тап Бан­ду­ра». В Кие­ве ра­бо­та­ет ме­мо­ри­аль­ный му­зей З., с 2004 про­хо­дит Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь мо­но­спек­так­лей «Ма­рия»; в 1993 уч­ре­ж­де­на те­ат­раль­ная пре­мия им. М. Зань­ко­вец­кой.

Лит.: М. К. Зань­ко­вець­ка. Київ; Харкiв, 1937; Ча­го­вець В. M. Зань­ко­вець­ка на шля­хах жит­тя i творчостi. Київ, 1949; Дурилiн С. М. M. Зань­ко­вець­ка. Київ, 1955; По­бе­реж­ная Г. М. Зань­ко­вец­кая // ArtLine. 1997. № 10–11, 20–21; Та­лан. Жит­тя i творчiсть М. Зань­ко­вецької. Київ, 2004.

Вернуться к началу