Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАМБЕ́ЛЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 213

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Кулаков
К. Замбелли. Художник К. Шамеро-Виардо. 1897.

ЗАМБЕ́ЛЛИ (Zambelli) Кар­лот­та (4.11.1875, Ми­лан – 28.1.1968, там же), итал. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, пе­да­гог. В 1884–94 учи­лась в шко­ле ми­лан­ско­го те­ат­ра «Ла Ска­ла» (у А. Ва­го, А. Ви­га­но, Ч. Коп­пи­ни); позд­нее со­вер­шен­ст­во­ва­лась у Р. Мау­ри. Впер­вые тан­це­ва­ла в этом те­ат­ре в 1886. С 1894 вы­сту­па­ла в Па­риж­ской опе­ре, с ко­то­рой свя­за­на вся её даль­ней­шая дея­тель­ность; де­бю­ти­ро­ва­ла в пар­тии Еле­ны («Валь­пур­гие­ва ночь» Ш. Гу­но). Пер­вый ус­пех З. при­нес­ли пар­тия феи Сне­га («Ма­ла­дет­та» П. Ви­да­ля) и уча­стие в ди­вер­тис­мен­те в опе­ре «Фа­во­рит­ка» Г. До­ни­цет­ти. В 1901 га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в С.-Пе­тер­бур­ге, ис­пол­ни­ла за­глав­ные пар­тии в ба­ле­тах «Жи­зель» А. Ада­на, «Па­хи­та» Э. М. Дель­де­ве­за. В 1912 вы­сту­па­ла в труп­пе Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва. Иск-во З. со­че­та­ло тра­ди­ции итал. и франц. школ 19 в. (точ­ность и уве­рен­ность тех­ни­ки, му­зы­каль­ность) с по­ис­ком но­вых форм вы­ра­зитель­но­сти под влия­ни­ем ис­кус­ст­ва М. М. Фо­ки­на. Вы­сту­па­ла в по­ста­нов­ках Л. Ме­ран­та (Иво­нет­та – «Кор­ри­га­на» Ш. Ви­до­ра), Л. Стат­са (На­му­на – «На­му­на» Э. Ла­ло, Силь­вия – «Силь­вия, или Ним­фа Диа­ны» Л. Де­ли­ба), Фо­ки­на (Хлоя – «Даф­нис и Хлоя» М. Ра­ве­ля). Про­щаль­ное вы­сту­п­ле­ние З. со­стоя­лось в 1930. В 1920–1955 пре­по­да­ва­ла в Па­риж­ской опе­ре, с 1923 ру­ко­во­ди­ла клас­сом усо­вер­шен­ст­во­ва­ния в шко­ле при те­ат­ре. В чис­ле уче­ниц – Л. Дар­сон­валь, И. Шо­ви­ре, Зи­зи Жан­мер, Л. Дей­де, К. Вос­сар, К. Мот, К. Влас­си. Творч. и пе­да­го­гич. дея­тель­ность З. ока­за­ла боль­шое влия­ние на раз­ви­тие жен­ско­го тан­ца в совр. франц. ба­ле­те.

Лит.: Léon-Martin L. Les démoiselles d’Opé­ra. P., 1930; Guest I. F. C. Zambelli // Guest I. F. Le ballet de l’Opéra de Paris: trois siécles d’histoire et de tradition. P., 2001.

Вернуться к началу