Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖОНГЛИ́РОВАНИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 110

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Кошкин
Жонглёр Ф. Брюн.
Жонглёры на средневековых миниатюрах.

ЖОНГЛИ́РОВАНИЕ, жанр цир­ко­во­го иск-ва, ос­но­ван­ный на уме­нии в оп­ре­де­лён­ном рит­ме под­бра­сы­вать и ло­вить разл. пред­ме­ты. Пер­вое ис­то­рич. сви­де­тель­ст­во о Ж. от­но­сит­ся к 20 в. до н. э. (рель­еф­ное изо­бра­же­ние де­вуш­ки, жонг­ли­рую­щей мя­ча­ми, в гроб­ни­це егип. но­мар­ха Хнум­хо­те­па II в Бе­ни-Ха­са­не). Ж. су­ще­ст­во­ва­ло в Древ­нем Ри­ме, Гре­ции, Ки­тае, Япо­нии. В вы­сту­п­ле­ни­ях ср.-век. жонг­лё­ров в ка­че­ст­ве ре­к­ви­зи­та ис­поль­зо­ва­лись иг­раль­ные кос­ти, буб­ны, ку­ри­тель­ные труб­ки, фар­фо­ро­вые та­рел­ки и др. Совр. Ж. яв­ля­ет­ся од­ним из осн. цир­ко­вых жан­ров и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся мно­го­об­ра­зи­ем форм, сти­лей и ре­к­ви­зи­та; раз­де­ля­ет­ся на клас­си­че­ское и Ж. бы­то­вы­ми пред­ме­та­ми. Клас­сич. жонг­лё­ры ра­бо­та­ют со спе­ци­аль­но при­спо­соб­лен­ны­ми пред­ме­та­ми ре­к­ви­зи­та; сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных пред­ста­ви­те­лей: Э. Рас­тел­ли, М. Труц­ци, К. М. Ни­коль­ский, Н. А. Кисс, С. М. Иг­на­тов, Э. Гат­то. Рас­цвет иск-ва Ж. бы­то­вы­ми пред­ме­та­ми свя­зан с по­яв­ле­ни­ем на ру­бе­же 19–20 вв. са­лон­ных жонг­лё­ров, ко­то­рые жонг­ли­ро­ва­ли си­га­ра­ми, ци­лин­д­ра­ми, биль­ярд­ны­ми кия­ми и др. Ра­бо­та с пред­ме­та­ми разл. ве­са и фор­мы ус­лож­ня­ла Ж., тре­бо­ва­ла ис­поль­зо­ва­ния ог­ра­ни­чен­но­го чис­ла пред­ме­тов (обыч­но не бо­лее 5), од­но­вре­мен­но да­ва­ла ис­пол­ни­те­лям воз­мож­ность ак­тёр­ско­го обыг­ры­ва­ния дей­ст­вия. С са­лон­ным Ж. свя­за­но по­яв­ле­ние ко­мич. жонг­лё­ров [Кинг Репп, К. Баг­ге­сен, Т. Э. Хирн, Реб­ла (А. Дж. Сти­венс), О. К. По­пов и др.]. Со 2-й пол. 20 в. в са­лон­ном Ж. ста­ли ис­поль­зо­вать в осн. 3 пред­ме­та. Отд. жан­ро­вую раз­но­вид­ность пред­став­ля­ют но­ме­ра груп­по­вых жонг­лё­ров, где пред­ме­ты пе­ре­бра­сы­ва­ют­ся ме­ж­ду жонг­лё­ра­ми. Не­ко­то­рые ви­ды Ж. раз­ви­ва­ют прин­ци­пы дет­ских или нар. игр. На ос­но­ве древ­ней кит. иг­ры с вра­щаю­щи­ми­ся ка­туш­ка­ми («кунд­шу») нем. ар­тист А. Ка­ул­фус в 1908 изо­брёл ори­ги­наль­ный вид Ж. – «Иг­ру с дья­бо­ло», по­лу­чив­шую раз­ви­тие в совр. цир­ке. Амер. ар­тист А. Стрит в 1898 по­ка­зал Ж. мя­чи­ка­ми, бро­сая их в стен­ку и об пол, как в дет­ской иг­ре. Сре­ди его по­сле­до­ва­те­лей: К. Гуль­ти­ни, А. Н. Рез­ни­чен­ко (со­еди­нил Ж. с иг­рой на удар­ных муз. ин­ст­ру­мен­тах), С. Г. Суа­нов, М. Мо­шен, Ф. Брюн. Иск-во Ж. час­то свя­за­но с др. цир­ко­вы­ми жан­ра­ми: жонг­лё­ры на про­во­ло­ке, на ло­ша­дях, на мо­то­цик­лах, на ша­рах; жонг­лё­ры-дрес­си­ров­щи­ки и др. Отд. груп­пу со­став­ля­ют: жонг­лё­ры, ра­бо­таю­щие с тя­жё­лым ре­к­ви­зи­том (крафт-жонг­лё­ры), ан­ти­по­дис­ты (Ж. при по­мо­щи ног).

Лит.: Бау­ман Н. Ис­кус­ст­во жонг­ли­ро­ва­ния. М., 1962; Кисс А. Ес­ли ты жонг­лер. М., 1971; Ziethen K. H. Die Kunst der Jonglerie. B., 1988; Кош­кин В. Ле­таю­щие та­рел­ки. М., 1994.

Вернуться к началу