Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕЛИЗА́РЬЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 657

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Чурко
Национальный академический Большой театр балета Республики Беларусь Сцена из балета «Страсти» («Рогнеда») А. Ю. Мдивани. Хореограф В. Н. Елизарьев. Национальный Большой театр балета Республики Беларусь.
Национальный академический Большой театр балета Республики Беларусь Сцена из балета «Тиль Уленшпигель» Е. А. Глебова. Хореограф В. Н. Елизарьев. Национальный Большой театр балета Республики Беларусь.

ЕЛИЗА́РЬЕВ Ва­лен­тин Ни­ко­лае­вич (р. 30. 10.1947, Ба­ку), бе­ло­рус. хо­рео­граф, нар. арт. БССР (1979), нар. арт. СССР (1985). В 1967 окон­чил ЛХУ, в 1972 – ба­лет­мей­стер­ское от­де­ле­ние Ле­нингр. конс. (пе­да­гог И. Д. Бель­ский). В Моск. кон­церт­ном ан­самб­ле «Клас­си­че­ский ба­лет» по­ста­вил «По­эму» на муз. А. П. Пет­ро­ва (1973), «Клас­си­че­скую сим­фо­нию» на муз. С. С. Про­кофь­е­ва (1974). С 1973 гл. ба­летм. Бе­ло­рус. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та (с 1996 ба­лет­ная труп­па пре­об­ра­зо­ва­на в Нац. Боль­шой те­атр ба­ле­та Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь, Е. стал его ди­рек­то­ром и худ. рук.); осу­ще­ст­вил ок. 20 ба­лет­ных по­ста­но­вок, сре­ди ко­то­рых: «Кар­мен-сюи­та» Ж. Би­зе – Р. К. Щед­ри­на (1974), «Со­тво­ре­ние ми­ра» Пет­ро­ва (1976, 1998), «Тиль Улен­шпи­гель» Е. А. Гле­бо­ва (1978, 2004), «Спар­так» А. И. Ха­ча­ту­ря­на (1980), «Вес­на свя­щен­ная» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1986, 1997), «Стра­сти» («Рог­не­да») А. Ю. Мди­ва­ни (1995, Гос. пр. Рес­пуб­ли­ки Бе­ларус­ь), «Спя­щая кра­са­ви­ца» П. И. Чай­ков­ско­го (2001). По­ста­вил за ру­бе­жом: «Ба­ле­ты Ва­лен­ти­на Ели­зарь­е­ва» на муз. Про­кофь­е­ва, Щед­ри­на, Г. Ма­ле­ра (1979, Вар­ша­ва), «Жи­зель» А. Ада­на (1990, Люб­ля­на), «Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са (1993, Стам­бул), «Эс­ме­раль­да» Ч. Пу­ньи (2003, То­кио), «Спар­так» Ха­ча­ту­ря­на (2004, Ан­ка­ра). Сце­нич. язык Е. ме­та­фо­ри­чен, в муз.-­хо­рео­гра­фич. дра­ма­тур­гии его спек­так­лей ак­цен­ти­ро­ва­ны фи­лос., со­ци­аль­ные и нрав­ствен­ные про­бле­мы. По­ста­вил тан­цы в филь­ме А. В. Эф­ро­са «Фан­та­зия» (1975, по по­вес­ти И. С. Тур­ге­не­ва «Веш­ние во­ды»). Один из ини­циа­то­ров соз­да­ния ка­фед­ры хо­рео­гра­фии в бе­ло­рус. Ака­де­мии му­зы­ки (Минск, 1994), проф. (с 1995). Твор­че­ст­ву Е. по­свя­ще­ны филь­мы «Со­тво­ре­ние» (1979), «Воз­вра­ще­ние "Вес­ны"» (1987), «Ва­лен­ти­нов день» (1993), «Ра­бо­та, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся со­чи­не­ни­ем» (2001), «Ва­лен­тин Ели­зарь­ев – зер­ка­ло вре­ме­ни» (2002).

Лит.: Чур­ко Ю. М. Бе­ло­рус­ский ба­лет­ный те­атр. Минск, 1983; В. Ели­зарь­ев – на­род­ный ар­тист СССР. Минск, 1987; В. Ели­зарь­ев. Три­дцать лет с На­цио­наль­ным ба­ле­том Бе­ла­ру­си. Минск, 2003; Бе­ляе­ва-Че­лом­бить­ко Г. В. Боль­шой ба­лет В. Ели­зарь­е­ва // Бе­ляе­ва-Че­лом­бить­ко Г. В. Ба­лет: эпо­ха so­vie­ti­ca (1917–1991). М., 2005. 

Вернуться к началу