Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕВСТИГНЕ́ЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 569-570

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Е. А. Евстигнеев в роли Корзухина в фильме «Бег». 1971.

ЕВСТИГНЕ́ЕВ Ев­ге­ний Алек­сан­д­ро­вич (9.10.1926, Ниж­ний Нов­го­род – 4.3.1992, Лон­дон; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве), рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1983). В 1951 окон­чил Горь­ков­ское те­ат­раль­ное уч-ще (c 2003 Ни­же­го­род­ское те­ат­раль­ное уч-ще им. Е. А. Ев­стиг­нее­ва). В 1951–54 во Вла­ди­мир­ском об­ла­ст­ном те­ат­ре дра­мы им. А. В. Лу­на­чар­ско­го (Шван­дя – «Лю­бовь Яро­вая» К. А. Тре­нё­ва, Мер­ку­цио – «Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра). В 1956 окон­чил Шко­лу-сту­дию МХАТ (курс П. В. Мас­саль­ско­го) и был при­нят в труп­пу те­ат­ра. В том же го­ду один из ос­но­ва­те­лей «Сту­дии мо­ло­дых ак­тё­ров» (с 1957 те­атр-сту­дия «Со­вре­мен­ник», с 1965 те­атр «Со­вре­мен­ник»), где ра­бо­тал до 1970: Чер­нов («Веч­но жи­вые» В. С. Ро­зо­ва), Ко­роль («Го­лый ко­роль» Е. Л. Швар­ца), Ку­ро­пе­ев–Му­ро­ве­ев («На­зна­че­ние» А. М. Во­ло­ди­на), Ана­то­лий Ва­силь­е­вич Лу­на­чар­ский («Боль­ше­ви­ки» М. Ф. Шат­ро­ва), Са­тин («На дне» М. Горь­ко­го), Дорн («Чай­ка» А. П. Че­хо­ва); по­ста­вил спек­такль «Третье же­ла­ние» В. Бла­же­ка (1960). В 1971–88 ак­тёр МХАТа (по­сле раз­де­ле­ния те­ат­ра – в труп­пе под рук. О. Н. Еф­ре­мо­ва): Со­бо­лев­ский («Мед­ная ба­буш­ка» Л. Г. Зо­ри­на), Пётр Хро­мов («Ста­ле­ва­ры» Г. К. Бо­ка­ре­ва), Иван Ада­мыч («Ста­рый Но­вый год» М. М. Ро­щи­на); Ша­бель­ский («Ива­нов»), Че­бу­ты­кин («Три се­ст­ры»), Дорн («Чай­ка»), Се­реб­ря­ков («Дя­дя Ва­ня») – все Че­хо­ва; Со­ло­ма­хин («За­се­да­ние парт­ко­ма»), Оку­нев («Об­рат­ная связь»), Де­вя­тов («Мы, ни­же­под­пи­сав­шие­ся») – все А. И. Гель­ма­на; Фё­дор Кар­лыч, Та­бак («Эше­лон», «Пер­ла­мут­ро­вая Зи­наи­да» Ро­щи­на), Хлы­нов («Го­ря­чее серд­це» А. Н. Ост­ров­ско­го). В нач. 1990-х гг. иг­рал в др. те­ат­рах: Фирс («Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва, Те­атр Ан­то­на Че­хо­ва), Глов-отец («Иг­ро­ки-XXI» по Н. В. Го­го­лю, «АРТель АРТис­тов Сер­гея Юр­ско­го» совм. с МХАТом им. Че­хо­ва). Ак­тёр не­ог­ра­ни­чен­но­го диа­па­зо­на, ред­кой ор­га­ни­ки, Е. умел со­че­тать ост­рую са­ти­ру с тон­ким ли­риз­мом, экс­цен­три­ку с тра­ги­ко­ме­ди­ей, гро­теск с точ­ным пси­хо­ло­гич. ана­ли­зом, му­зы­каль­ность и пла­стич­ность с реа­ли­стич. трак­тов­кой об­раза; ра­бо­ты Е. вы­де­ля­лись внутр. гар­мо­ни­ей и за­вер­шён­но­стью ху­дож. фор­мы. С 1957 в ки­но (ф. «По­еди­нок»). Сни­мал­ся в филь­мах: «Бе­ре­гись ав­то­мо­би­ля», «Зиг­заг уда­чи», «Зо­ло­той те­лё­нок», «Доб­ро по­жа­ло­вать, или По­сто­рон­ним вход вос­пре­щён», «Сквер­ный анек­дот», «Бег», «Ста­ри­ки-раз­бой­ни­ки», «Зим­ний ве­чер в Га­грах», «По­весть о не­из­вест­ном ак­тё­ре», «Ещё люб­лю, ещё на­де­юсь…», «Де­ми­до­вы», «Ноч­ные за­ба­вы»; в те­ле­филь­мах «Сем­на­дцать мгно­ве­ний вес­ны», «Со­ба­чье серд­це» (Гос. пр. РСФСР, 1990) и др. В 1975–85 пре­по­да­вал в Шко­ле-сту­дии МХАТ (в 1983 по­ста­вил «На дне» Горь­ко­го), проф. (с 1983). Гос. пр. СССР (1974).

Лит.: За­кржев­ская Л. Е. Ев­стиг­не­ев. М., 1968; Уль­я­но­ва О. Е. Ев­стиг­не­ев. М., 1988; Ар­тист: Кни­га о Е. А. Ев­стиг­нее­ве. М., 1994.

Вернуться к началу