ЕВСТИГНЕ́ЕВ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВСТИГНЕ́ЕВ Евгений Александрович (9.10.1926, Нижний Новгород – 4.3.1992, Лондон; похоронен в Москве), рос. актёр, нар. арт. СССР (1983). В 1951 окончил Горьковское театральное уч-ще (c 2003 Нижегородское театральное уч-ще им. Е. А. Евстигнеева). В 1951–54 во Владимирском областном театре драмы им. А. В. Луначарского (Швандя – «Любовь Яровая» К. А. Тренёва, Меркуцио – «Ромео и Джульетта» У. Шекспира). В 1956 окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского) и был принят в труппу театра. В том же году один из основателей «Студии молодых актёров» (с 1957 театр-студия «Современник», с 1965 театр «Современник»), где работал до 1970: Чернов («Вечно живые» В. С. Розова), Король («Голый король» Е. Л. Шварца), Куропеев–Муровеев («Назначение» А. М. Володина), Анатолий Васильевич Луначарский («Большевики» М. Ф. Шатрова), Сатин («На дне» М. Горького), Дорн («Чайка» А. П. Чехова); поставил спектакль «Третье желание» В. Блажека (1960). В 1971–88 актёр МХАТа (после разделения театра – в труппе под рук. О. Н. Ефремова): Соболевский («Медная бабушка» Л. Г. Зорина), Пётр Хромов («Сталевары» Г. К. Бокарева), Иван Адамыч («Старый Новый год» М. М. Рощина); Шабельский («Иванов»), Чебутыкин («Три сестры»), Дорн («Чайка»), Серебряков («Дядя Ваня») – все Чехова; Соломахин («Заседание парткома»), Окунев («Обратная связь»), Девятов («Мы, нижеподписавшиеся») – все А. И. Гельмана; Фёдор Карлыч, Табак («Эшелон», «Перламутровая Зинаида» Рощина), Хлынов («Горячее сердце» А. Н. Островского). В нач. 1990-х гг. играл в др. театрах: Фирс («Вишнёвый сад» Чехова, Театр Антона Чехова), Глов-отец («Игроки-XXI» по Н. В. Гоголю, «АРТель АРТистов Сергея Юрского» совм. с МХАТом им. Чехова). Актёр неограниченного диапазона, редкой органики, Е. умел сочетать острую сатиру с тонким лиризмом, эксцентрику с трагикомедией, гротеск с точным психологич. анализом, музыкальность и пластичность с реалистич. трактовкой образа; работы Е. выделялись внутр. гармонией и завершённостью худож. формы. С 1957 в кино (ф. «Поединок»). Снимался в фильмах: «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Золотой телёнок», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Скверный анекдот», «Бег», «Старики-разбойники», «Зимний вечер в Гаграх», «Повесть о неизвестном актёре», «Ещё люблю, ещё надеюсь…», «Демидовы», «Ночные забавы»; в телефильмах «Семнадцать мгновений весны», «Собачье сердце» (Гос. пр. РСФСР, 1990) и др. В 1975–85 преподавал в Школе-студии МХАТ (в 1983 поставил «На дне» Горького), проф. (с 1983). Гос. пр. СССР (1974).