Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЮПО́Р

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 486

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Паппе

ДЮПО́Р (Duport) Луи Ан­ту­ан (пред­по­ло­жи­тель­но 1.1.1786–19.10.1853, Па­риж), франц. тан­цов­щик и хо­рео­граф. Один из круп­ней­ших вир­туо­зов сво­его вре­ме­ни. C 9 лет вы­сту­пал с тан­це­валь­ной труп­пой тан­цов­щи­ка Д. Пье­ра-­Лан­д­ре­на, за­тем в труп­пе фран­цу­за-эмиг­ран­та А. Пла­си­да в Сев. Аме­ри­ке. С кон. 1790-х гг. в Па­ри­же. В 1797 уча­ст­во­вал в ба­ле­те «Пер­вый мо­ре­пла­ва­тель» А. Грет­ри (ба­летм. М. Гар­дель, см. Гар­дель, се­мья). В 1800–08 со­лист Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца. Тан­це­вал в ба­ле­тах «Пиг­ма­ли­он» Ф. Ш. Ле­фев­ра («Ам­би­гю-Ко­мик»), «Сва­дь­ба Га­ма­ша» на сбор­ную муз. (Ака­де­мия му­зы­ки и тан­ца). Та­нец Д. от­ли­чал­ся гра­ци­оз­но­стью и лёг­ко­стью пи­ру­этов, вы­со­кой тех­ни­кой вра­ще­ний. В 1805 де­бю­ти­ро­вал как хо­рео­граф («Ацис и Га­ла­тея» на сбор­ную муз.). В 1806 по­ста­вил ба­лет «Фи­га­ро, или На­прас­ная пре­дос­то­рож­ность» на сбор­ную муз. (по ко­ме­дии П. Бо­мар­ше «Се­виль­ский ци­рюль­ник», ис­пол­нил пар­тию Фи­га­ро, При­двор­ный те­атр в Сен-Клу, близ Па­ри­жа). В 1808–1811 вы­сту­пал в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве. Ис­пол­нял ве­ду­щие пар­тии в ба­ле­тах Ш. Л. Дид­ло («Зе­фир и Фло­ра», «Амур и Пси­хея» и «Пас­тух и Га­мад­риа­да» Ка­во­са). В С.-Пе­тер­бур­ге по­ста­вил ба­ле­ты: «Лю­бовь Ве­не­ры и Адо­ни­са, или Мще­ние Мар­са» (1808), «Суд Па­ри­са» Э. Ме­гю­ля и «Аме­ри­кан­цы, или Сча­ст­ли­вое ко­раб­ле­кру­ше­ние» К. Ка­ноб­био (1809). В 1812–17 тан­цов­щик, в 1821–1836 (с пе­ре­ры­ва­ми) хо­рео­граф в вен­ском «Керн­т­нер­тор­теа­тер». В 1817–18 тан­це­вал в не­апо­ли­тан­ском те­ат­ре Сан-Кар­ло, в 1819–20 вы­сту­пал в Лон­до­не. В сер. 1830-х гг. вер­нул­ся в Па­риж.

Лит.: Ви­гель Ф. Ф. За­пис­ки. М., 1928. Т. 1; Глуш­ков­ский А. П. Вос­по­ми­на­ния ба­лет­мей­сте­ра. Л.; М., 1940; Кра­сов­ская В. М. Ба­лет­ный те­атр от воз­ник­но­ве­ния до се­ре­ди­ны XIX в. Л.; М., 1958; она же. За­пад­но­ев­ро­пей­ский ба­лет­ный те­атр. Очер­ки ис­то­рии. Пре­ро­ман­тизм. Л., 1983.

Вернуться к началу