Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЮЛЛЕ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 478

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева
Ш. Дюллен в роли дона Гуттьере («Врач своей чести» П. Кальдерона де ла Барки).

ДЮЛЛЕ́Н (Dullin) Шарль [12 (или 8).5. 1885, Йен, Са­войя – 12 (или 11).12.1949, Па­риж], франц. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, те­ат­раль­ный дея­тель. Ра­бо­тал клер­ком в Лио­не, там же брал пер­вые уро­ки ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва и по­сту­пил в Ли­он­скую конс. С 1905 иг­рал в не­боль­ших те­ат­рах на ок­раи­нах Па­ри­жа (де­бю­ти­ро­вал в ро­ли Рао – инс­це­ни­ров­ка ро­ма­на «При­клю­че­ния ка­пи­та­на Кор­ко­ра­на» Ж. Б. Ас­со­ла­на, те­атр в Бель­ви­ле), вы­сту­пал с чте­ни­ем сти­хов в ка­фе «Про­вор­ный кро­лик»; ху­дож. вку­сы Д. фор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем П. Пи­кас­со, М. Жа­ко­ба, Г. Апол­ли­не­ра. В 1907–08 в те­ат­ре «Оде­он» под рук. А. Ан­туа­на. По при­гла­ше­нию Ж. Ру­ше в 1909–12 (с пе­ре­ры­ва­ми) ра­бо­тал в «Те­ат­ре ис­кусств» (Па­риж). Здесь же на­ча­лось со­труд­ни­че­ст­во с Ж. Ко­по (роль Смер­дя­ко­ва в спек­так­ле Ко­по и Ж. Круэ по ро­ма­ну Ф. М. Дос­то­ев­ско­го «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» в 1911 при­нес­ла Д. ши­ро­кую из­вест­ность); в 1912 де­бю­ти­ро­вал как ре­жис­сёр («Ма­рия Ма­гда­ли­на» К. Ф. Хеб­бе­ля). В 1913–19 ра­бо­тал с Ко­по в те­ат­ре «Ста­рая го­лу­бят­ня» (Гар­па­гон в «Ску­пом» Моль­е­ра – од­на из зна­чи­мых ро­лей, со­хра­нив­ших­ся в ре­пер­туа­ре Д. до кон­ца жиз­ни). В 1919–21 Д. иг­рал в спек­так­лях Ф. Же­мье, Г. Ба­ти и др. В 1922 ос­но­вал в Па­ри­же те­атр «Ате­лье», пре­вра­тив­ший­ся в один из зна­ме­ни­тых аван­гар­ди­ст­ских те­ат­ров Фран­ции; ра­бо­тал там до 1940, сыг­рав бо­лее 30 ро­лей и по­ста­вив 70 спек­так­лей («Воль­по­не» Ж. Ро­ме­на по Б. Джон­со­ну, 1928; «Ри­чард III» У. Шек­спи­ра, 1933, «Врач сво­ей чес­ти» П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки, се­зон 1934/35, и др.). Счи­тал, что гл. цель спек­так­ля – наи­бо­лее пол­ное во­пло­ще­ние за­мыс­ла дра­ма­тур­га, а важ­ней­шее сред­ст­во дос­ти­же­ния этой це­ли – мас­тер­ст­во ак­тё­ра, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жит им­про­ви­за­ция. В 1927 Д. вме­сте с Ба­ти, Ж. Пи­тое­вым и Л. Жу­ве во­шёл в «Кар­тель че­ты­рёх» – те­ат­раль­ное объ­е­ди­не­ние, сыг­рав­шее важ­ную роль в ис­то­рии франц. сце­нич. иск-ва. Ста­вил спек­так­ли в «Ко­ме­ди Фран­сез» («Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше, 1937; «Жорж Дан­ден» Моль­е­ра, 1939, и др.). В 1940 Д. пе­ре­дал ру­ко­во­дство «Ате­лье» А. Бар­са­ку. В 1941–47 воз­глав­лял па­риж­ский «Те­атр де ла Си­те», где в 1943 осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ку пье­сы Ж. П. Сар­тра «Му­хи», рас­крыв эк­зи­стен­ци­аль­ную те­му пье­сы как ост­ро­сов­ре­мен­ную ан­ти­фа­ши­ст­скую (Д. в ро­ли Юпи­те­ра). До 1949 иг­рал в про­вин­ции. В «Те­ат­ре Се­ле­стин­цев» (Ли­он) Д. по­ста­вил свой по­след­ний спек­такль – «Ма­че­ха» О. де Баль­за­ка (1949, сыг­рал роль ге­не­ра­ла де Гран­ша­на). Сни­мал­ся в ки­но («Шах­ма­тист», 1927; «От­вер­жен­ные», 1933; «Воль­по­не», 1941, и др.). Пе­да­го­гич. дея­тель­ность на­чал в 1921, сре­ди уче­ни­ков – А. Ар­то, Ж. Л. Бар­ро, Ж. Ви­лар, Э. Дек­ру, М. Мар­со, Ж. Ма­ре.

Соч.: Вос­по­ми­на­ния и за­мет­ки ак­те­ра. М., 1958.

Лит.: Sarment J. Ch. Dullin. P., 1950; Ar­naud L. Ch. Dullin. P., 1952; Фин­кель­штейн Е. Л. Кар­тель че­ты­рех. Л., 1974.

Вернуться к началу