ДУ́ЗЕ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУ́ЗЕ (Duse) Элеонора (3.10.1858, Виджевано, Италия – 21.4.1924, Питсбург, США), итал. актриса. Из актёрской семьи. На сцене с 4 лет, в г. Кьоджа играла Козетту («Отверженные» по В. Гюго). В 1873 с успехом сыграла Джульетту («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, Арена-ди-Верона). Известной Д. сделала роль Терезы Ракен («Тереза Ракен» Э. Золя; труппа Эммануэля в Неаполе, 1879). В 1880–86 с труппой Ч. Росси актриса гастролировала по Италии. В 1887 организовала собств. труппу. Став к кон. 1880-х гг. самой популярной актрисой Италии, начала серию гастролей по странам Европы, Сев. и Юж. Америки, принёсших ей всемирную славу. В 1891–92 и 1908 играла в России. Среди ролей в классич. репертуаре наиболее значительны: Дездемона, Клеопатра («Отелло», «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира), Мирандолина («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони). Определяющим для творчества Д. стал совр. репертуар. Она первой в Италии начала играть в пьесах Г. Ибсена: Нора («Кукольный дом»), Гедда Габлер («Гедда Габлер»), Ребекка Вест («Росмерсхольм»), Элида («Женщина с моря»). В 1905 в парижском театре «Творчество» сыграла роль Василисы («На дне» М. Горького). Выступала в пьесах итал. веристов (Сантуцца – «Сельская честь» Дж. Верги, Эмма – «Грустные влюблённые» Дж. Джакозы, Юлия – «Идеальная жена» М. Праги), Г. Д’Аннунцио (Анна – «Мёртвый город», Франческа – «Франческа да Римини», Сильвия – «Джиоконда»), М. Метерлинка (Монна Ванна – «Монна Ванна»). Большое место в репертуаре Д. занимали драмы А. Дюма-сына (лучшей ролью стала Маргарита Готье – «Дама с камелиями»), В. Сарду, А. Мельяка и Л. Галеви, А. Пинеро, Г. Зудермана и др. Простота, человечность, обаятельная женственность нередко сочетались в героинях Д. с душевным надломом, ощущением непрочности жизненных устоев, неудовлетворённостью настоящим и страхом перед будущим, острым чувством одиночества. Исполнение Д. отличалось виртуозной техникой. Длительная работа над каждой ролью не была заметна зрителям; игра казалась вдохновенной импровизацией. В 1909 Д. оставила сцену, вновь вернувшись в 1921. Лучшая роль этого периода – фру Альвинг («Привидения» Ибсена). В 1916 снялась в ф. «Пепел» (по Г. Деледде; реж. А. Амброзио).