ДИВЕРТИСМЕ́НТ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИВЕРТИСМЕ́НТ в зрелищных искусствах (от франц. divertissement – развлечение, увеселение), 1) театрально-концертная программа, состоящая из разл. номеров одного или нескольких жанров. Возник во Франции в 17 в. Исполнялся между актами осн. пьесы и не был связан с ней сюжетно. В России популярен с кон. 18 в. В нач. 19 в. возникли парадные Д., обычно связанные с тем или иным праздником («Русский деревенский праздник», 1812; «Семик, или Гулянье в Марьиной роще», 1819; «Гезиод и Омир, соперники, или Греческие игры», 1825; «Гулянье под Новинским», 1836). Особенно частым стало исполнение Д. во время и после Отеч. войны 1812 («Торжество россиян, или Бивак под Красным», 1816, пост. А. П. Глушковского, и др.). К кон. 19 в. форма Д. стала универсальной как для низовой (балаганы, кафешантаны, увеселительные сады и др.), так и для светской (была распространена на сценах казённых театров) культуры, объединив разные жанры (романс, куплеты, танцы, цирковые номера, чтение стихов, басен и др.) и положив начало иск-ву эстрады. 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту из танцевальных номеров (как концертных соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр). В 19 в. Д. получил академич. разработку в балетах М. И. Петипа, иногда предваряя трагич. развязку спектакля или венчая благополучный исход событий. Внутри Д. имелись свои кульминации (обычно – развёрнутый классич. ансамбль, окружённый номерами харáктерных танцев). Образцы академич. формы балетного Д. – во втором акте «Баядерки» Л. Ф. Минкуса и «Лебединого озера» П. И. Чайковского, а также в последнем акте «Спящей красавицы» Чайковского. Формы дивертисментной сюиты сохраняются и в некоторых балетах 20–21 вв. 3) В цирке Д. – программа, в которой номера образуют стройную композицию (в отличие от т. н. сборной программы). Большое значение имеют расстановка номеров, их продолжительность и др. составляющие темпоритма Д. До 1940-х гг. дивертисментные цирковые представления включали 3 самостоят. отделения. Перед началом каждого оркестр исполнял увертюру, считавшуюся отд. номером программы. На рубеже 20–21 вв. цирковой Д. состоит из 2 отделений и отличается большей динамикой и лаконизмом.