Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИВЕРТИСМЕ́НТ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 725

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Лопатин, В. М. Красовская, В. В. Кошкин

ДИВЕРТИСМЕ́НТ в зре­лищ­ных ис­кус­ст­вах (от франц. divertissement – раз­вле­че­ние, уве­се­ле­ние), 1) те­ат­раль­но-кон­церт­ная про­грам­ма, со­стоя­щая из разл. но­ме­ров од­но­го или не­сколь­ких жан­ров. Воз­ник во Фран­ции в 17 в. Ис­пол­нял­ся ме­ж­ду ак­та­ми осн. пье­сы и не был свя­зан с ней сю­жет­но. В Рос­сии по­пу­ля­рен с кон. 18 в. В нач. 19 в. воз­ник­ли па­рад­ные Д., обыч­но свя­зан­ные с тем или иным празд­ни­ком («Рус­ский де­ре­вен­ский празд­ник», 1812; «Се­мик, или Гу­ля­нье в Марь­и­ной ро­ще», 1819; «Ге­зи­од и Омир, со­пер­ни­ки, или Гре­че­ские иг­ры», 1825; «Гу­ля­нье под Но­вин­ским», 1836). Осо­бен­но час­тым ста­ло ис­пол­не­ние Д. во вре­мя и по­сле Отеч. вой­ны 1812 («Тор­же­ст­во рос­си­ян, или Би­вак под Крас­ным», 1816, пост. А. П. Глуш­ков­ско­го, и др.). К кон. 19 в. фор­ма Д. ста­ла уни­вер­саль­ной как для ни­зо­вой (ба­ла­га­ны, ка­фе­шан­та­ны, уве­се­ли­тель­ные са­ды и др.), так и для свет­ской (бы­ла рас­про­стра­не­на на сце­нах ка­зён­ных те­ат­ров) куль­ту­ры, объ­е­ди­нив раз­ные жан­ры (ро­манс, ку­пле­ты, тан­цы, цир­ко­вые но­ме­ра, чте­ние сти­хов, ба­сен и др.) и по­ло­жив на­ча­ло иск-ву эс­т­ра­ды. 2) Струк­тур­ная фор­ма внут­ри ба­лет­ного спек­так­ля, пред­став­ляю­щая со­бой сюи­ту из тан­це­валь­ных но­ме­ров (как кон­церт­ных со­ло и ан­самб­лей, так и сю­жет­ных ми­ниа­тюр). В 19 в. Д. по­лу­чил ака­де­мич. раз­ра­бот­ку в ба­ле­тах М. И. Пе­ти­па, ино­гда пред­ва­ряя тра­гич. раз­вяз­ку спек­так­ля или вен­чая бла­го­по­луч­ный ис­ход со­бы­тий. Внут­ри Д. име­лись свои куль­ми­на­ции (обыч­но – раз­вёр­ну­тый клас­сич. ан­самбль, ок­ру­жён­ный но­ме­ра­ми ха­рáк­тер­ных тан­цев). Об­раз­цы ака­де­мич. фор­мы ба­лет­но­го Д. – во вто­ром ак­те «Бая­дер­ки» Л. Ф. Мин­ку­са и «Ле­бе­ди­но­го озе­ра» П. И. Чай­ков­ско­го, а так­же в по­след­нем ак­те «Спя­щей кра­са­ви­цы» Чай­ков­ско­го. Фор­мы ди­вер­тис­мент­ной сюи­ты со­хра­ня­ют­ся и в не­ко­то­рых ба­ле­тах 20–21 вв. 3) В цир­ке Д. – про­грам­ма, в ко­то­рой но­ме­ра об­ра­зу­ют строй­ную ком­по­зи­цию (в от­ли­чие от т. н. сбор­ной про­грам­мы). Боль­шое зна­че­ние име­ют рас­ста­нов­ка но­ме­ров, их про­дол­жи­тель­ность и др. со­став­ляю­щие тем­по­рит­ма Д. До 1940-х гг. ди­вер­тис­мент­ные цир­ко­вые пред­став­ле­ния вклю­ча­ли 3 са­мо­сто­ят. от­де­ле­ния. Пе­ред на­ча­лом ка­ж­до­го ор­кестр ис­пол­нял увер­тю­ру, счи­тав­шую­ся отд. но­ме­ром про­грам­мы. На ру­бе­же 20–21 вв. цир­ко­вой Д. со­сто­ит из 2 от­де­ле­ний и от­ли­ча­ет­ся боль­шей ди­на­ми­кой и ла­ко­низ­мом.

Лит.: Глуш­ков­ский А. П. Вос­по­ми­на­ния ба­лет­мей­сте­ра. Л.; М., 1940; Куз­не­цов Е. М. Из про­шло­го рус­ской эс­т­ра­ды. М., 1958; Ис­то­рия рус­ско­го дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра. М., 1977. Т. 2; Дмит­ри­ев Ю. А. Цирк в Рос­сии (от ис­то­ков до 2000 г.). М., 2004.

Вернуться к началу