Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЗА́ННИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 692

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




«Бригелла». Художник М. Санд. 1860. Собрание М. Зеви (Париж).

ДЗА́ННИ, цан­ни (итал. zanni, умень­шит. от име­ни Giovanni), один из ос­нов­ных пер­со­на­жей итал. ко­ме­дии дель ар­те. Поя­вил­ся в 16 в. Про­об­ра­зом по­слу­жил тип обед­нев­ше­го кре­сть­я­ни­на из ок­ре­ст­но­стей Бер­га­мо (Сев. Ита­лия) или из Ачер­ры и др. (Юж. Ита­лия), по­ки­нув­ше­го род­ные мес­та в по­ис­ках ра­бо­ты. Две наи­бо­лее по­пу­ляр­ные раз­но­вид­но­сти: 1-й Д. – прой­до­ха, плут, лов­кач – Бри­гел­ла, Ковь­ел­ло и др.; 2-й Д. – про­стак, ува­лень – Ар­ле­кин, Пуль­чи­нел­ла и дру­гие. В пье­се мо­гут дей­ст­во­вать неск. Д. Кос­тюм: длин­ная хол­що­вая блу­за с низ­ким поя­сом, длин­ные ши­ро­кие шта­ны, ши­ро­ко­по­лая шля­па с пе­ром, за поя­сом де­рев. пал­ка в фор­ме ме­ча (ба­ток­кио), на пле­че ко­рот­кий плащ. Обя­зат. ат­ри­бу­том обо­их Д. бы­ли чёр­ные по­лу­мас­ки. Кос­тюм 1-го Д. со­от­вет­ст­вен­но его ха­рак­те­ру был бо­лее щеголь­ским, на его блу­зу час­то на­ши­ва­лись жёл­тые или зе­лё­ные по­зу­мен­ты, при­да­вав­шие ей сход­ст­во с ла­кей­ской лив­ре­ей. Д. го­во­ри­ли на разл. ме­ст­ных диа­лек­тах. Ис­пол­не­ние ро­лей Д. строи­лось на им­про­ви­за­ции, на­сы­щен­ной эле­мен­та­ми са­ти­ры, но­си­ло ост­ро­буф­фон­ный ха­рак­тер, от­ли­ча­лось оби­ли­ем раз­личных за­бав­ных трю­ков (лац­ци). Д. при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в раз­ви­тии сю­жет­ной ин­три­ги; всту­пая в борь­бу с Пан­та­ло­не и Док­то­ром, они при­во­ди­ли дей­ст­вие к бла­го­по­луч­но­му кон­цу. Д. оп­ре­де­ля­ли оп­ти­ми­стич. па­фос, са­ти­рич. си­лу ко­ме­дии дель ар­те. Сре­ди ак­тё­ров, вы­сту­пав­ших в этом ам­п­луа, наи­бо­лее из­вест­ны Т. Мар­ти­нел­ли, Н. Бар­бь­е­ри, Т. Фьо­рил­ли, Д. Бьян­ко­лел­ли, А. Сак­ки, Д. де Фьо­ре, Э. Де Фи­лип­по, М. Мо­рет­ти.

Лит.: Sand M. Masques et bouffons (comédie italienne). P., 1862; Мик­ла­шев­ский К. La commedia dell’arte, или Те­атр италь­ян­ских ко­ме­ди­ан­тов XVI, XVII и XVIII сто­ле­тий. СПб., 1914; Джи­ве­ле­гов А. К. Италь­ян­ская на­род­ная ко­ме­дия. Commedia dell’arte. М., 1962; Molinari C. La commedia dell’arte. Ro­ma, 1999; Vianello D. L’arte del buffone: maschere e spettacolo tra Italia e Baviera nel XVI secolo. Roma, 2005; Ис­то­рия за­ру­беж­но­го те­ат­ра. СПб., 2005.

Вернуться к началу