ДЕ ФИЛИ́ППО
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ ФИЛИ́ППО (De Filippo) Эдуардо (псевд.; наст. фам. Пассарелли, Passarelli) (24.5.1900, Неаполь – 31.10.1984, Рим), итал. драматург, режиссёр, актёр. Сын актёра Э. Скарпетты, в 1904–1910 исполнял небольшие роли в постановках его труппы («Гейша» и др.). В 1910–20-х гг. играл в труппах Э. Альтьери, П. Виллани и др. В 1931 вместе с братом Пеппино и сестрой Титиной основал Юмористич. театр (с 1945 «Театр Эдуардо»), где ставил пьесы Л. Пиранделло и свои собственные. В 1954 Де Ф. восстановил разрушенный во время 2-й мировой войны неаполитанский театр «Сан-Фердинандо», пригласив ведущих итал. актёров и назвав труппу «Скарпеттиана»; в театре шли пьесы диалектального театра 19 в. Снимался в кино с 1932 («Трое мужчин во фраках», «Травиата 1953 года», «Девушки с площади Испании», «Золото Неаполя» и др.). Как кинорежиссёр дебютировал в 1939 («В полях упала звезда»); придерживался поэтики неореализма («Призраки», 1954; «Фортунелла», 1958, и др.). С 1955 работал на телевидении. С 1959 ставил оперные спектакли, в т. ч. «Пробный камень» Дж. Россини (Милан, «Пиккола Скала») и «Нос» Д. Д. Шостаковича (Флоренция, фестиваль «Музыкальный май»). Преподавал в Римском ун-те. В 1981 пожизненно избран сенатором.
Как драматург дебютировал в нач. 1920-х гг. Автор 55 комедий на итал. лит. языке и неаполитанском диалекте. В ранних сочинениях – «Человек и джентльмен» («Uomo e galantuomo», 1922), «Сик-Сик, мастер чудес» («Sik-Sik, l’artefice magico», 1929) и др. – сочетаются элементы фарса и комедии дель арте, к персонажам которой Де Ф. позднее вернулся в комедии «Сын Пульчинеллы» («Il figlio di Pulcinella», 1957). Наиболее значит. произведение довоенного периода – «Рождество в доме Купьелло» («Natale in casa Cupiello», 1931). Тема кризиса традиц. семейного уклада на фоне социальной деградации послевоенной Италии развивается в пьесах «Неаполь – миллионер» («Napoli milionaria!», пост. 1945; экранизирована автором в 1950; в рус. пер. – «Неаполь – город миллионеров», 1959) и «Филумена Мартурано» («Filumena Marturano», 1947; экранизирована автором в 1951; повторную экранизацию осуществил В. Де Сика в 1964 под назв. «Брак по-итальянски»). Пьеса «Де Преторе Винченцо» («De Pretore Vincenzo», 1957) по сюжету перекликается с фильмом Ч. Чаплина «Малыш». В комедиях Де Ф. нередко используется приём «театра в театре» [«Великая магия» («La grande magia», 1948), «Искусство комедии» («L’arte della commedia», 1965), «Цилиндр» («Il cilindro», 1966), «Экзамены никогда не кончаются» («Gli esami non finiscono mai», 1973)]. Среди др. пьес Де Ф. – историч. мюзикл о восстании Мазаньелло «Томмазо Д’Амальфи» («Тommaso D’Amalfi», 1963). Последнее сочинение Де Ф. – перевод на неаполитанский диалект драмы «Буря» У. Шекспира (1984). Театр Де Ф. отличает острая характерность, взаимодействие драматич. и комедийных составляющих, заимствованная из диалектального театра динамика ситуаций, особая музыкально-ритмич. организация действия; ему присуще также унаследованное от Л. Пиранделло переплетение иллюзии и реальности, психологизма и условности.